Вовлечение суда в процесс тайных прослушиваний граждан было бы нецелесообразным, заявил журналистам председатель Верховного суда Грузии Константин Кублашвили, комментируя утвержденный парламентом накануне и вступивший в силу пакет законов о порядке тайных прослушиваний граждан.

Кублашвили пояснил, что в случае, если бы парламент утвердил предложенные президентом варианты законопроектов и на суд были бы возложены функции, с одной стороны, выдачи разрешений на тайные прослушивания, с другой — исполнения после выдачи этих разрешений, то суд с этими функциями справился бы.

Как сообщалось ранее, 29 ноября президент наложил вето на пакет законопроектов, утвержденный парламентом Грузии 28 ноября, и представил законодателям свои варианты с мотивированными замечаниями. Президент соглашался, чтобы МВД остался тем органом, который будет осуществлять тайную слежку и прослушивание разговоров граждан, но предлагал ограничить его полномочия, разрешив доступ к персональным данным граждан только на основании соответствующего разрешения суда. А контроль за процессом предлагал возложить на инспектора по охране персональных данных.

Парламент на заседании 30 ноября большинством голосов проголосовал против предложений президента и 82 голосами против 13 утвердил тот пакет законопроектов, на который ранее президент наложил вето. Пакет законопроектов, разработанный депутатами Экой Беселия, Ираклием Сесиашвили и Гедеваном Попхадзе, предусматривает так называемую систему «двух ключей» к системе персональных данных граждан, один из которых будет находиться у МВД, а второй — у инспектора по охране персональных данных. Подписанные президентом после преодоления вето законы «О внесении изменений в закон об охране персональных данных», «О внесении изменений в закон об электронных коммуникациях» и «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Грузии» 30 ноября вечером были опубликованы в Законодательном вестнике Грузии, и основная часть их положений вступила в силу после публикации.

Принятие парламентом и президентом решений в ускоренном порядке было обусловлено тем, что 1 декабря истекал установленный месяц назад срок, в течение которого МВД имело законный прямой доступ к персональным данным граждан.