1 декабря в Казахстане отмечают день первого президента страны. В этом году празднику предшествовало любопытное заявление, которое исходило из уст спикера сената Касым-Жомарта Токаева: за неделю до праздника он подчеркнул в ходе международной конференции «Президент. Парламент. Интеграция», что Казахстан плавно переходит от республики президентской к президентско-парламентской. Эволюция государственного строительства и, в частности, развития парламентаризма в Казахстане, вообще, крайне любопытна. Руководство страны творчески подошло к вопросу о форме правления и, используя наработанные практики советского времени, в схему классических трех ветвей власти добавило еще одну силу — руководящую и направляющую.

История парламентаризма в современном Казахстане не менее драматична и интересна, нежели в России. По наследству от советской власти Казахстану, как и прочим республикам СССР, досталась архитектура управления, где де-юре был очень сильный парламент. Собственно, республики и назывались-то «советскими» — высшим органом государственной власти союзной республики был Верховный Совет. Вопрос названия позволяет некоторым участникам дискуссий о форме правления в Советском Союзе утверждать, что страна была не парламентской, а советской республикой. И, действительно, учитывая практики управления «одной шестой», и весь СССР и союзные республики трудно назвать парламентскими.

В западной политологической литературе под советскими лидерами понимались в первую очередь партийные руководители и члены правительства, да и внутри страны первый секретарь компартии имел большую значимость, нежели председатель президиума Верховного Совета. Хотя пост главы ВС мог занимать и политический тяжеловес — например, Анастас Микоян, Леонид Брежнев, и так далее, а мог и «технический специалист» — мало кто сейчас вспомнит Василия Кузнецова, три раза становившегося формально высшим лицом в советском государстве. Что само по себе показательно и много говорит о советской власти — «подержать» на время кризиса руль управления Советом давали ответственному, но малоизвестному широким массам.

Кроме того, формально советы имели не только законодательную, но и частично исполнительную власть — у большевиков по части государственного строительства были свои концепции и методички, где принцип разделения властей выглядел не так, как в модели Монтескьё: исполнительная, законодательная и судебная. В советской теории были четыре ветви: представительская, административная, контрольная и политическая. Последняя была зарезервирована за компартией. При переходе на буржуазные стандарты, компартия «выпала» из структуры власти (а ее члены вполне успешно вписались в новую политическую реальность). При этом у Верховного Совета «по инерции» остались весьма широкие полномочия. Конституционный закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» был принят Верховным Советом 16 декабря 1991 года (сейчас эта дата отмечается как День независимости).

Как выразился по этому поводу известный казахстанский правовед, академик Султан Сартаев, «конструктивного взаимодействия ветвей власти не получилось». Другой, столь же авторитетный специалист и академик Салык Зиманов заметил по этому же поводу, что «Верховный Совет был наделен весьма широкими полномочиями, что сводило почти на нет принцип разделения государственной власти». Дальнейшая ситуация развивалась по известной формуле «двоевластие недопустимо». В конце 1993 года Верховный Совет 12-го — еще советского (!) — созыва объявил о своем досрочном самороспуске и назначил выборы следующий год. Совет следующего созыва проработал менее года. По иску кандидата в депутаты Татьяны Квятковской Конституционный суд признал неконституционность полномочий депутатов Верховного Совета. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и председатель Верховного Совета Абиш Кекильбаев внесли возражения на постановление суда, Конституционный суд преодолел возражения, Верховный Совет был распущен.

29 апреля 1995 прошел референдум о продлении полномочий президента до 2000 года, подавляющее большинство граждан Казахстана выразило поддержку Нурсултану Назарбаеву. В августе того же года прошел еще один референдум — о принятии новой конституции страны — почти 90 процентов казахстанцев, имеющих право голоса, высказалось за новый основной закон.

1995 год был поворотным моментом в деле государственного строительства и создания современного Казахстана — только тогда закончился переходный период с его странностями в виде парламента, доставшегося от другой страны.

Новая конституция провозгласила Казахстан президентской республикой с двухпалатным парламентом — сенатом и мажилисом. Две палаты «выглядят» несколько необычно в унитарном государстве, но, например, во Франции, которая тоже является унитарной республикой тоже как раз две палаты — Сенат Франции и Национальное собрание Франции. Функции палат парламента в двух государствах во многом схожи — сенат служит представительством местных в центре. Французских специалистов по праву пригласили для участия в работе над конституцией 1995 года. При этом сама Франция в специальной литературе называется полупрезидентской республикой.

В 2007 году в Казахстане прошла конституционная реформа. Теперь, помимо прочих важных изменений, сокращен срок правления президента до 5 лет, парламентские фракции обрели новое политическое значение, обе палаты участвуют в формировании Конституционного совета, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Центризбиркома, а 98 депутатов нижней палаты избираются по пропорциональной системе, 9 — Ассамблеей народа Казахстана — консультативным органом при президенте. Если резюмировать — большая часть новаций работают на выполнение главной задачи — расширение участия партий в политической жизни страны.

Все это происходит на фоне абсолютного доминирования партии «Нур-Отан», руководителем которой является президент страны — в год конституционной реформы, 2007-й на выборах в мажилис (нижнюю палату — ИА REGNUM) партии отдали голоса более 88 процентов избирателей. До того «Нур Отан» включила в свой состав практически все лоялистские партии — Гражданскую, Аграрную партии и партию «Асар». Партия имеет молодежное крыло — «Жас Отан», ее представители на местах разъясняют населению политику государства, сеть общественных приемных осуществляет функции обратной связи и контроля работы исполнительной власти. В общем, «Нур Отан» стремится к тому, чтобы быть действительно «общенациональной консолидирующей силой».

Несколько дней назад глава верхней палаты Касым-Жомарт Токаев заявил, видимо, чтобы окончательно расставить все точки над «и» и проинформировать не следящих за политической жизнью граждан, что в Казахстане начат переход от президентской к парламентско-президентской форме правления.

Похоже, различные взгляды на формы управления могут прекрасно сочетаться на практике: и партия, являющаяся «ведущей и направляющей», и три традиционные ветви власти.