«Власти Белоруссии раздувают вопрос по языку, а в Кремле на это не обращают внимания, как и раньше», — заявил 28 ноября корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Николай Радов, оценивая проводимый Александром Лукашенко курс «мягкой белорусизации».

Напомним, в последние годы власти Белоруссии реализовали комплекс мер по дерусификации постсоветской республики — уничтожили русскоязычную топонимику, провели ревизию официальной историографии и объявили русофобов «национальными героями». В Минской области 28 ноября при поддержке властей постсоветской республики проходит чествование наполеоновских агрессоров, погибших во время Отечественной войны 1812 года. При этом сама война именуется в официальной историографии как «войн 1812 года», статус «Отечественной» категорически отрицается со ссылкой на мнение зарубежных почитателей Наполеона I.

«У белорусских чиновников не осталось попросту фантазии, чтобы делать вид перед Лукашенко, что они работают и чем-то заняты, — констатировал Радов. — Я не склонен думать, что чиновники испугались событий на Украине и теперь решили постепенно дистанцироваться от России — на это потребуется не один год, а то и десятилетия, а также очень много денег и усилий при условии, что Москва будет спокойно на всё это смотреть. Белорусские чиновники вряд ли способны так далеко думать наперед — им бы день простоять, да ночь продержаться».

По мнению политолога, бюрократия постсоветской республики, действуя в мейнстриме «белорусизации», предпринимает «очередную попытку распилить будущий бюджет», подготовленный с учётом неблагоприятной экономической конъюнктуры в 2015 году и рисков президентской кампании 2015 года. «Это подтверждается тем, что на патриотическое образование и гуманитарные науки в республике новых ассигнований не предусмотрено — в проекте только расплывчатые фразы», — отметил Радов.

Эксперт считает, что речь не идёт о шантаже России, как во время президентской кампании 2010 года: в русскоязычной республике искусственно «раздувается» вопрос языка, однако Кремль по-прежнему не реагирует на эти телодвижения властей Белоруссии, будучи слишком увлечённым украинской проблематикой. Радов отметил: «Создаётся впечатление, что Россия не думает о Белоруссии — ей бы с Украиной разобраться».

Отметим, проводимая в Белоруссии политика «мягкой белорусизации» предусматривает дерусификацию всех сфер общественно-политической жизни — в т.ч. сокращение использования русского языка за счёт увеличения доли «беларускай мовы» и уничтожение русскоязычной топонимики, ревизию официальной историографии, давление на активистов русского движения, формирование и внедрение различных мифов — о «белорусской цивилизации», «тысячелетней истории белорусской государственности» и др. В то же время предпринимаются попытки диверсифицировать экспорт и импорт, в т.ч. сократить зависимость от поставок из России нефти и газа, заработать на «белорусском продовольственном оффшоре». На особенности реализации данного курса уже обратили внимание польские и литовские СМИ, белорусские и российские эксперты.

Также напомним, в 1994 году Александр Лукашенко получил президентский пост благодаря предвыборной программе, в которой обещал сделать русский язык государственным, предоставить право выбора языка обучения, объединиться с Россией и т.д. С 2006 года курс Лукашенко резко изменился: не добившись от своих подчинённых чёткой концепции государственной идеологии, руководитель постсоветской республики санкционировал «перехватывание знамён» у своих оппонентов из «Белорусского народного фронта» и других русофобских прозападных организаций. в рамках фактически стартовавшей президентской кампании 2015 года Лукашенко и его подчинённые озвучивают идеи, которые 20 лет назад декларировал лидер БНФ Зенон Позняк, получивший политическое убежище в США.