В исторической цитадели армянства Нагорного Карабаха - городе Шуши имеется несколько старых кладбищ - 4 армянских, 1 русское, 1 армяно-русское, 1 персидское. Автор монографии "Шуши: нововыявленные этнографические надписи об истории города" Грачик Арутюнян на протяжении уже нескольких лет переписывает этнографические надписи старых кладбищ и историко - архитектурных памятников Шуши.

"Моя цель - по возможности спасти от забвения останки прошлого, тем самым не дать возможности посторонним фальсифицировать нашу историю. Надеюсь перевести монографию на ряд языков, в том числе русский, французский, немецкий и персидский", - сказал в интервью ИА REGNUM Грачик Арутюнян. По словам исследователя, русское кладбище занимает примерно 3 тысячи квадратных метров от внешней стороны стен Шушинской крепости. В целом здесь 80 могил. Надгробные плиты, имеющие различные виды и формы, датированы 19-20 веками. "Надписи на могильных плитах являются важным источником информации о бурных событиях не столь давнего прошлого, которые по сей день, к великому сожалению, не удостоились должного внимания исследователей, они дополняют истинными фактами историю края, несмотря на то, что о Шуши писалось очень много. К примеру, по ним можно узнать, что согласно заключенному в 1805 году в лагере царской армии на берегу реки Курак договору, в Шуши был дислоцирован 6-й пограничный полк под командованием Лисаневича. Привлекает внимание расположенный посередине кладбища огромный надгробный камень прямоугольной формы и высотой примерно в 2,5 метра, который установлен на могиле полковника Федора Семенова, сына коменданта Шуши и следующего командира вышеуказанного полка. Камни свидетельствуют о том, что возглавляемое им подразделение под общим командованием графа Ивана Федоровича Паскевича приняло участие в целом ряде сражений и дошло до берегов Евфрата", - рассказывает Грачик Арзуманян.

На кладбище наряду с военными были захоронены и проживавшие тогда в городе гражданские лица - госслужащие, работники суда, почты, системы образования, а также полицейские. Это - титулярный советник Емельян Целовальников, судебный пристав Василий Афанасьев, мировой судья Борис Фишер, военный комендант, полковник Илья Цумфорд - "доблестный воин и верный слуга Царю и Отечеству" (как высечено на камне), унтер-офицер Иван Привалов, "убитый во время беспорядков 12 июля 1906 года, исполнил свой долг верной службой и полег с честью в борьбе кровавой, разнимая армян и татар, царю тем службу сослужив", командир 6-го пограничного полка русской армии, полковник Федор Семенов, титулярный советник Григорий Дмитриев, жена государственного советника Дескупа - Аннет Александровна, Федор Анацкий, сопровождавший государственную почту в Горис и убитый во время "армяно-таджикской межнациональной стычки", рядовой 3-й роты 154-го Дербентского полка Никифор Перухалов, полячка Ядвига Загорская и др.

Некоторые из русских жителей Шуши похоронены и на армянском кладбище. Это городничий - капитан Леонард Сяноженский, командир 42-го егерского полка, подполковник Владимир Михайлов, заседатель карабахского уездного суда, коллежский асессор Моисей Симонов и др. "Внимательно изучив русское кладбище города Шуши, я пришел к выводу, что оно имело такую же плачевную судьбу, что и армянские и другие христианские кладбища. Многие могилы были разрушены и разграблены мусульманами, в руках которых город определенное время находился. Перед нами предстают полуразрушенные надгробные памятники и отдельные их фрагменты, сдвинутые с места или вовсе перевернутые плиты, выкорчеванные или разбитые кресты. История стала жертвой конфессиональной непримиримости", - с сожалением констатирует Грачик Арутюнян. Исследователь отметил, что он изучил бы и азербайджанское кладбище, однако в Шуши старого азербайджанского кладбища нет.

"Недавно мне довелось прочесть книгу профессора Назима Ахундова "Карабах -наме" на азербайджанском языке, - говорит Грачик Арутюнян. "Она составлена на основе работ персидских и других восточных авторов. Многие подробности, приведенные восточными авторами, подтверждаются этнографическими надписями. Однако, то, что непосредственно принадлежит перу Ахундова, полностью искажает истину. Например, говоря о второй русско-персидской войне, он указывает, что начальником Шушинской крепости был Гянджумага Хандамиров. Между тем, надпись на надгробном камне сына одного из потомков известной фамилии Хандамирянцев другая - "Гянджум Ага Хандамирянц". Кстати, поручик Гянджум Ага Хандамирянц во время русско-турецкой войны командовал боем на подступах Ереванских ворот Шушинской крепости, завершившейся блестящей победой русского полка, - говорит Г.Арутюнян. - Наряду с другими фальсификациями Ахундов в своей книге искажает историю шушинской церкви Казанчецоц, называя ее афганской и обвиняя армян в изменении ее вида при реставрации и затем и в присвоении церкви. Однако, выявленные в последнее время факты доказывают, что церковь построена местными армянами, а архитектором является коренной житель Шуши Симон Тер-Ягубянц, который похоронен на старом городском армянском кладбище вместе с супругой и сыном. На могиле стоит большой памятник с металлическим крестом (единственный на территории всех христианских могил города), который сохраняется до сих пор, правда, в несколько искривленном виде. Любопытно, что многие надписи на могилных плитах в Шуши сделаны в стихотворной форме, что, кстати, начисто опровергает утверждения Ахундова о том, что в Шуши не было армянских поэтов. В целом из этнографических надписей можно сделать вывод, что Шуши был известен не только на Кавказе, но и в цивилизованной Европе, занимая определенное место в ее культурной жизни. Они свидетельствуют о том, что интеллигенция города получила образование в Санкт-Петербурге, Берлине, Париже и других ведущих европейских городах. Надписи также говорят, что Шуши имел крепкие торгово-экономические, духовные и культурные связи с внешним миром, был в свое время одним из центров Кавказа. Все это сознательно обходится Ахундовым в его книге. Своими фальсификациями и искажениями азербайджанский профессор практически разжигает межнациональную рознь, что непозвлительно никому, независимо от национальной принадлежности".

Грачик Арутюнян готовит к изданию вторую книгу по этнографическим надписям, которая содержит гораздо больше материала и в несколько раз больше по объему.