Для приднестровской экономики, критически зависящей от транзита российского газа через Украину, личность министра энергетики соседней страны представляет чрезвычайную важность. От тех отношений, которые будет выстраивать в украинской энергетике Владимир Демчишин, зависит и приднестровская энергетика. Стабильность поставок голубого топлива напрямую влияет на социально-экономическую сферу республики, что ярко показал зимний газовый кризис 2009 года. Не меньшее значение носит то, каких взглядов будет придерживаться руководство украинской энергетики на Молдавскую ГРЭС, находящуюся в Днестровске.

Ряд экспертов и вовсе придерживается мнения, что в складывающейся геополитической ситуации должность министра энергетики будет второй по важности после должности самого премьера в новом правительстве. Доказательством этому стало то, что уже на следующий день после назначения новых украинских министров — 3 декабря — США и ЕС выступили с заявлением о необходимости реформы в энергосистеме Украины с целью её интеграции в энергосистему Евросоюза. А энергосистема Украины тесно интегрирована с энергосистемой Приднестровья: через территорию ПМР осуществляется транзит украинской электроэнергии в Одесскую область, через территорию Украины осуществляется транзит с днестровской МГРЭС в северные районы Приднестровья, а сама МГРЭС в своё время поставляла электроэнергию в Одесскую область, а сейчас компенсирует снизившиеся поставки украинской электроэнергии в Молдавию, которая тоже стремится интегрироваться в энергосистему ЕС.

Для энергетики Владимир Демчишин, назначенный на пост 2 декабря является человеком относительно новым — до этого он в течение нескольких месяцев возглавлял Национальную комиссию по регулированию энергетики. Многое о личности Демчишина может говорить его биография: выходец с Западной Украины, окончивший Львовский госуниверситет по специальности международных экономических отношений, затем окончил Европейский университет «Виадрина» во Франкфурте-на-Одере (ФРГ) и школу бизнеса Канзасского университета (США). Подобные детали биографии являются типичными для многих новых украинских министров.

До назначения в НКРЭ, с 2008 года Демчишин работал директором отдела инвестиционно-банковских услуг группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU), которая обслуживала активы Петра Порошенко совместно с компанией семьи Ротшильдов. ИКУ принадлежал и банк «Авангард», в котором Демчишин состоял в ревизионной комиссии и который фокусировался на казначейских операциях. И в «Авангарде», и в ИКУ Демчишин работал под началом Валерии Гонтаревой, которая в июне 2014 года была назначена на должность главы Национального банка Украины. Их основной деятельностью было привлечение долгового и акционерного капитала, подготовка и проведение сделок по слияниям и поглощениям, финансовый консалтинг и реструктуризация. В народе это часто называют «распилом» и «перепилом». В целом группа занималась продвижением экономических интересов западных стран в Восточной Европе. При вступлении в должность главы НБУ сама Валерия Гонтарева отметила, что её назначение будет позитивным сигналом для банкиров и иностранных инвесторов. Очевидно, Демчишин и Гонтарева и дальше продолжат работать совместно и займутся уже реструктуризацией энергетического комплекса Украины по стандартам ЕС, то есть его дальнейшей либерализацией и распродажей, сопровождающейся постоянным поднятием тарифов до среднеевропейского уровня, к чему обязывает соглашение об ассоциации с ЕС. Сразу после утверждения новых министров было объявлено о грядущей распродаже государственных пакетов акций энергетических гигантов «Центрэнерго», «Днепроэнерго» и «Донбассэнерго». А в условиях экономической и политической нестабильности эти предприятия можно распродать за бесценок. Назначение западноориентированных должностных лиц в высшее руководство Украины должно привлечь к этому процессу западных же инвесторов — от транснациональных корпораций, как в Грузии и Азербайджане, до международных финансовых институтов, как в Молдавии: таких как Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Международный валютный фонд и др.

Такие же реформы в среднесрочной перспективе (к 2020 году) ждут и энергетику Молдавии, так что энергорынок вокруг Приднестровья будет переформатирован по лекалам Евросоюза, в котором для приднестровской энергетики места может не оказаться.

До ИКУ Демчишин работал вице-президентом одного из дочерних банков нидерландского финансового конгломерата ING, а также менеджером отдела корпоративных финансов крупнейшей британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young. О наличии иностранного гражданства у Демчишина, что стало нормой в новом Кабмине, пока ничего конкретно не известно, но человека с такой личной историей сложно заподозрить в пророссийских симпатиях. Говоря о возможности импорта российской электроэнергии, новый министр энергетики назвал такой шаг хотя и необходимым, но политически сложным.

Биография Демчишина в общих чертах сходна с биографией бывшего министра энергетики и бывшего премьер-министра Грузии, соратника Саакашвили — Николоза Гилаури: он тоже до своей первой должности, которую занял после «революции роз», не имел никакого отношения к госслужбе, окончил западные учебные заведения и активно продвигал западные бизнес-интересы в Грузии. Кстати, самому Гилаури, как и Саакашвили, Порошенко тоже предлагал должности в новом Кабмине Украины, но оба отказались — у этой команды есть новые виды на Грузию. Таким образом, Порошенко стремится повторить на Украине реформаторский опыт Грузии. Причём Демчишин является ставленником именно Порошенко, а не Яценюка, с которым у него уже успели сложиться непростые отношения. Недавно Кабмин Украины сместил с занимаемой должности заместителя министра энергетики Вадима Улиду за то, что тот как раз таки разрешил импорт электроэнергии из России.

Как в своё время в Грузии, новый украинский кабинет министров может получить дополнительные заработные платы от своих западных спонсоров. А основной задачей команды Саакашвили было продвижение западных энергетических проектов на пространстве бывшего СССР, что он с определённым успехом и реализовывал.

Однако это всё средне- и долгосрочные перспективы. В краткосрочных задачах Демчишин успел зарекомендовать себя прагматиком: это проявилось и в готовности пойти на «политически сложное» решение закупать электроэнергию в России и в нежелании поддерживать чрезвычайно дорогую «зелёную» энергетику. С учётом дефицита электроэнергии на Украине и в том числе в Одесской области нельзя исключать, что может быть возобновлён импорт с днестровской МГРЭС — а это дополнительные налоги в бюджет Приднестровья от основного экспортёра и поступления на газовый счёт.

С новым министром-прагматиком падает и вероятность газовой войны между Россией и Украиной, а, следовательно, и газового кризиса в Приднестровье и Молдавии этой зимой, подобного 2009-му году. Владимир Демчишин заявил о готовности как дальнейшего погашения долга перед «Газпромом», так и внесения предоплаты за газ. Несколькими неделями ранее о готовности погашения своего почти полумиллиардного долга за газ заявили в Кишинёве. Налицо синхронность действий Кишинёва и Киева по избавлению от «крючка» «Газпрома». Демчишин рассчитывает на энергосбережение, ликвидацию коррупционно-посреднических схем, диверсификацию поставок угля, и даже, демонстрируя свою договороспособность и компромиссность, на вывоз запасов угля из Донецкой и Луганской областей.

Тем не менее, если в краткосрочной перспективе Приднестровью может не просто повезти, но и перепасть какая-то ниша на украинском энергорынке, то это не снимает проблем в перспективе средне- и долгосрочной. Украина и Молдавия под патронатом ЕС и США и далее будут совместно искать возможности по противодействию энергетическому влиянию России в юго-восточной Европе и вхождению в западную энергосистему. Необходимо признать, что медленно, но верно этот процесс происходит, доказательством чему служит ситуация в Прибалтике, ситуация с «Южным потоком», систематичное падение объёма поставок российского газа на Украину в течение последних восьми лет, создание в ЕС единой энергосистемы, которая позволяет осуществлять реверс и взаимную поддержку. Долгая и растянутая, но методичная и последовательная реализация этих проектов продолжается. Если в ближайшие несколько лет Приднестровье может расслабиться, то к 2020 году его энергосистема рискует оказаться в шоковом состоянии: придётся либо создавать изолированную энергосистему наподобие калининградской, что крайне затратно, либо интегрироваться в энергосистему западную, что политически сомнительно, да ещё и означает «среднеевропейские» тарифы.

Евгений Челядник (г.Тирасполь, Приднестровье) — специально для ИА REGNUM.