Благоприятная макроэкономическая среда вокруг локомотивов экономического роста — крупных предприятий — должна служить развитию и среднего и малого бизнеса в Росии. Такую точку зрения корреспонденту ИА REGNUM высказал директор исследовательского центра «Промышленность и общество» Игорь Рябов, комментируя предложения президента России Владимира Путина о расширении зоны действия концепции территорий опережающего развития.

Напомним, в своем послании Федеральному собранию Путин предложил распространить режим территорий опережающего развития на новые проекты в ряде моногородов. По его словам, речь идет о тех моногородах страны, где социально-экономическая ситуация наиболее сложная. Причем президент предложил не ждать три года, как это сейчас предусмотрено законопроектом о территориях опережающего развития, а внести в этот законопроект изменения и начать работу по моногородам уже сейчас.

«Концепция территорий опережающего развития (ТОР) — новая веха в экономической стратегии России. Причем для России такая концепция уникальна, — заявил Рябов. — Подавляющее большинство стран мира развиваются как компактный инвест-проект, имеющий свой угол в глобальной экономике. Россию ни в какой угол не поместить, она с большим скрипом встраивается в любой глобальный проект. Её экономика не ориентирована на сетевое присутствие в каждой стране мира, что является стратегией ведущих глобальных корпораций — они ищут ресурсы повсюду, испытывая их постоянный дефицит. Ключевая задача российской экономики и ее отдельных единиц — освоить имеющиеся в стране возможности для развития, внутренние ресурсы».

Ставка на уникальность российских регионов, на точки роста, в зависимости от их промышленного потенциала, координация усилий бизнеса, как промышленного, так и финансового, и государства, их общее видение будущего — это определяющие правила развития российской экономики сегодня, полагает эксперт. «Почему на это делает ставку президент России? Потому что это не просто теория, это зримые результаты развития ряда регионов и корпораций, которые там присутствуют. Государство не справляется с тяжелой ношей в виде ряда депрессивных моногородов и даже целых регионов, откуда уходит промышленность. И напротив, регионы, города и даже целые территориальные зоны (Екатеринбург-Челябинск, Череповец как крупный транспортно-индустриальный узел, весь Дальний Восток как экономический кластер), в которых активно развивается промышленность, не нуждаются в значительных социальных тратах и тем более масштабных инвестициях со стороны государства, справляясь с большинством задач самостоятельно. Позиция бизнеса в большинстве регионов по отношению к государству: не мешайте», — пояснил Рябов.

По его словам, особую роль в успешных проектах развития играют крупные промышленные холдинги и госкорпорации, полностью забравшие под свою ответственность многие территории — моногорода и ЗАТО. «Приведу в пример госкорпорацию „Росатом“, взявшую под свою опеку социальное развитие территорий атомной отрасли — как ЗАТО, так и открытых моногородов: Снежинск, Железногорск, Саров, Обнинск и другие, — пояснио эксперт. — Стратегия развития Росатома фактически сверстана под интересы городов и ЗАТО ее присутствия. Большая часть моногородов металлургической и нефтегазовой областей промышленности (Череповец, Ревда, Норильск, Губкин, Магнитогорск, Верхняя Пышма, Серов, Новый Уренгой, Нижний Тагил и прочие) не испытывают никаких системных проблем, кроме, пожалуй, обременений от излишнего участия государства в их жизни. Об этом и говорится в послании президента — дать возможность пожить добропорядочным промышленным предприятиям, бизнесам вокруг них без излишнего пресса со стороны различных проверяющих структур. Предложения по налоговым каникулам напрямую связаны с концепцией территорий опережающего роста, потому что макроэкономическая среда вокруг локомотивов этого роста (крупных предприятий) должна служить развитию и среднего и малого бизнеса. В число ключевых моногородов, на которые планируется распространить льготы, входят, в частности, оборонные ЗАТО Росатома».

«Вместо того, чтобы закрыть депрессивные моногорода, президент предлагает создавать условия для мультиплицирования успешного опыта развития промышленных кластеров там, где есть задержки в развитии, — резюмировал Рябов. — Надеюсь, что многие масштабные проекты, которые промышленность и региональные власти пытаются осилить — от промышленного туризма до проектов освоения речных и морских транспортных путей (Волго-Балт, Северный морской путь, проект развития Прикамья и проч.) — также получат институциональную поддержку со стороны правительства. И тут, конечно, партнерство с крупными промышленными корпорациями является ключом к успеху: например, ледокольный, в том числе атомный, транспорт на Севморпути, новые танкеры на речных артериях, работы по развитию инфраструктуры — все это необходимый проектный объем, который надо реализовать российской промышленности».