Партия «От сердца — Латвии!», возглавляемая Ингуной Судрабой, подала в сейм законопроект, предусматривающий всенародные выборы президента. Напомню, что, согласно действующему закону, латвийский президент избирается парламентом и имеет весьма ограниченные полномочия. Проект поддержан всеми фракциями сейма, кроме «Единства».

Политическая подоплека инициативы понятна. Несколько утрируя, ее можно назвать заговором против «Единства». Партия «Единство», не обладая абсолютным большинством в парламенте, тем не менее сосредоточила в своих руках главные нити управления государством: финансы, спецслужбы, кадровую политику. Остальные партии хотят эту монополию сломать. Для этого им нужен рычаг, и таким рычагом должен, по их замыслу, стать президент с реальными, а не декоративными, полномочиями, с кредитом доверия от большинства граждан.

Расчет беспроигрышный: по данным опросов, почти три четверти жителей страны поддерживают переход на всеобщие президентские выборы. Пост президента овеян позитивным ореолом, тогда как парламент воспринимается как сборище эгоистичных и бездарных политиканов. Для латышей большую роль играет память об Ульманисе, для русских — современные фигуры Путина и Лукашенко. Мечта о Хозяине, который прекратит партийно-клановую грызню и начнет заботиться о народе, объединяет большинство граждан Латвии.

Напомню, с каким детским восторгом в 2011 году массы людей шли голосовать на референдум за роспуск сейма, инициированный тогдашним президентом Затлерсом. Была атмосфера чуть ли не общенародного праздника. Никому не было дела до политических причин и последствий, люди просто искренне радовались, что глава государства дал хорошего пинка депутатам, т.е. поступил как настоящий Хозяин.

Если сторонникам всенародных выборов президента не удастся провести решение через сейм (что не так просто, поскольку требуется внести поправки в конституцию), то у них есть возможность инициировать референдум, на котором они, скорей всего, победят. Или, точнее будет сказать, «победили бы», потому что «Единство» сделает все возможное, чтобы расколоть шаткий союз пяти фракций и сохранить нынешний порядок избрания президента.

Такова объективная ситуация, а теперь выскажу свое личное мнение. Моя покойная бабушка, узнав из телевизора или радио о каком-то событии на другом конце света, обычно реагировала задумчиво-вопросительной фразой: «Интересно, а как это для евреев?» Произошел, допустим, вооруженный переворот в Уругвае или Индонезии, и бабушка интересовалась: как это для евреев?

Я задаю себе вопрос: «Всенародные выборы президента — как это для русских жителей Латвии?» И отвечаю: это опасно. И вот почему.

Можно уверенно предсказать, что лидерами президентской гонки станут трое: умеренный националист (условный «Берзиньш», нынешний президент), лояльный русский или латыш с репутацией русофила (условный «Ушаков» или условная «Судраба») и радикальный националист (условный «Дзинтарс»). Никто из них не сможет собрать абсолютное большинство голосов в первом туре. Велика вероятность, что в финал выйдут условный «Ушаков» и условный «Дзинтарс».

И вот тут, не сомневаюсь ни секунды, победит «Дзинтарс». Потому что, какую бы политкорректную лапшу ни вешали на уши избирателей оба претендента, ситуация будет однозначно интерпретироваться как поединок латыша с русским (если это будет не русский, а латыш, симпатизирующий России, реакция будет та же). И будьте уверены: 90% латышей проголосуют сердцем, т.е. за своего «Дзинтарса». Включая тех из них, кто никогда не голосовал за ультраправых на парламентских выборах.

Учтем также, что для успеха на президентских выборах очень важен административный ресурс на местах, на муниципальном уровне. Именно там происходит мобилизация избирателей. С этим у Национального блока все обстоит, увы, превосходно.

Таким образом, прямые президентские выборы, наряду с неочевидными плюсами, имеют вполне очевидный жирный минус: они открывают неонацистам путь к высшей власти в стране.

Конечно, найдутся с нашей стороны горячие головы, которые скажут: чем хуже, тем лучше. Мол, откровенно неонацистская политика, без либерального камуфляжа, подтолкнет русских к более энергичному сопротивлению. Я так не думаю. Латышские национал-радикалы, получив дополнительные рычаги власти, не будут скакать на площадях с криками «москаляку на гиляку». Это не в их стиле. Они просто еще крепче, до упора завинтят бюрократические гайки антирусской политики. Они уже поняли, что так — эффективнее.