Россия в экономической части пошла на куда большие уступки, чем Узбекистан. Об этом заявил директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев, комментируя итоги визита российского лидера в Узбекистан. По мнению специалиста, визит Владимира Путина в Узбекистан произошел в ситуации, когда и официальная Москва и официальный Ташкент имеют взаимную заинтересованность по ряду проблем. Это привело к тому, что был заключен ряд важных соглашений, хотя какого-то существенного «прорыва» не произошло.

По мнению Казанцева, значение в переговорах имела большая группа вопросов. «Во-первых, это сотрудничество в сфере безопасности на афганском направлении. Как подчеркнули оба президента, они разделяют общие опасения относительно угроз из Афганистана, к которым были отнесены, в частности, террористическая угроза, а также незаконный оборот наркотиков». «Президент Узбекистана даже заявил, что у него есть опасения, что после вывода войск из этой страны „повторится ситуация, которая сегодня имеет место в Ираке“ (очевидно, он имел в виду возникновение там террористического „Исламского государства“). В этом контексте оба лидера также подчеркнули связь между экстремистскими группами в Афганистане, с одной стороны, и Ираке и Сирии, с другой. Для противостояния этим угрозам стороны планируют расширение военно-технического сотрудничества», — подчеркнул Казанцев.

«Ключевым же решением в направлении борьбы с общими угрозами безопасности стал „Межведомственный протокол об обмене результатами исследований наркотических средств и психотропных веществ, изъятых из незаконного оборота“. Напомню, что Узбекистан лежит на так называемом „Северном маршруте“ транспортировки афганских наркотиков в Россию, и что РФ является самым крупным в мире потребителем афганского героина. Между тем обмен данными между спецслужбами двух государств даже в сфере борьбы с наркотиками ранее был весьма ограничен, причем, даже в периоды, когда это государство формально входило вместе с Россией в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ)», — заметил эксперт.

«Во-вторых, Узбекистан ожидает очень важный выборный цикл. Выборы в парламент Узбекистана пройдут 21 декабря 2014 года, выборы президента в марте 2015 года. При этом перед руководством страны в силу чисто возрастного фактора встал вопрос о поиске возможной замены президенту Исламу Каримову, который руководил Узбекистаном на протяжении всей его постсоветской истории, или о какой-то другой, более мягкой и постепенной форме транзита высшей власти в стране». «В частности, этому служит усиление полномочий парламента и отказ от президентской формы правления. Есть гипотезы и о том, что Каримов объявит своего преемника к выборам в марте, хотя многие эксперты считают, что этого не произойдет, и Каримов сохранит высшую власть. Ташкент в любом случае хочет заручиться если и не прямой поддержкой Москвы, то, по крайней мере, благожелательным нейтралитетом по отношению к политике Ислама Каримова в вопросе о темпах и характере передачи власти», — отмечает специалист.

«В-третьих, у двух стран есть взаимные экономические интересы. Официальная Москва заинтересована в том, чтобы найти новых экономических партнеров для смягчения западных санкций. В этом контексте были обсуждены перспективы увеличения поставок узбекской сельхозпродукции в Россию. Вообще товарооборот между двумя странами за 2013 год составил $4,6 млрд и он демонстрирует серьезный рост и в 2014 г., несмотря на тяжелую экономическую конъюнктуру». «Россия является главным торговым партнером Узбекистана, Узбекистан занимает четвертое место среди стран СНГ по размеру товарооборота с Россией. Россия инвестирует довольно значительные средства в нефтегазовый сектор Узбекистана. В частности, российская нефтяная компания „Лукойл“ до 2039 года вложит в освоение группы газоконденсатных месторождений Кандым-Хаузак-Шады-Кунград в Бухарской области Узбекистана 5 миллиардов долларов дополнительно к уже вложенным более, чем 3 миллиардам долларов. Наращивается взаимодействие Узбекистана и с „Газпромом“, который инвестировал в газоразведку в Узбекистане уже $390 млн. Узбекистан же заинтересован в России в связи с массовой трудовой миграцией, от которой зависит его экономика», — убежден директор аналитического центра МГИМО.

«Официальная Москва также заинтересована в том, чтобы найти новых потенциальных партнеров по евразийской интеграции. По этому поводу был ряд спекулятивных размышлений в прессе накануне визита. Однако вопрос о том, чтобы Узбекистан вступил в ЕАЭС, нерешаем в принципе. Это противоречит самой сути политики Ислама Каримова, направленной на подчеркивание независимости Узбекистана и самостоятельности во внешних и внутренних делах. Москва смогла получить только очень расплывчатое заявление о поддержке российской позиции по перспективам развития СНГ и ШОС. Также решено начать консультации о создании зоны свободной торговли между Узбекистаном и ЕАЭС. Таким образом, в вопросах евразийской интеграции Ташкент, по сути, ни на какие уступки не пошел», — подчеркнул эксперт.

«Наконец, России нужно сотрудничество с Ташкентом в рамках ее обязательств перед рядом других Центрально-Азиатских государств. В частности, Москва имеет определенные обязательства перед Киргизией, в рамках планируемого вступления этой страны в ЕАЭС. В этой связи были обсуждены проблемы, связанные с прекращением поставок узбекского газа в южные районы Киргизии (напомню, что российский „Газпром“ взял на себя ответственность за снабжение этой страны газом, однако южную часть страны он по техническим причинам может снабжать трубопроводным газом только узбекского происхождения)». «Также Россия имеет обязательства по обеспечению безопасности Таджикистана в рамках ОДКБ. Между Узбекистаном и Таджикистаном имеет место очень острый конфликт по поводу раздела вод трансграничных рек. В период обострения этого конфликта президент Узбекистана говорил о возможных „водных войнах“ в регионе, а Таджикистан обвиняет соседнюю страну в фактически имевшей место транспортной блокаде. Менее острый конфликт по тому же поводу имеется и между Узбекистаном и Киргизией. В связи с этим были обсуждены межгосударственные противоречия по водопользованию в Центральной Азии. В целом, Россия в экономической части пошла на куда большие уступки, чем Узбекистан. В частности, Москва согласилась списать Ташкенту более $860 млн долга», — заключил специалист.