Экологические организации появились в России в конце 80-х и сразу стали известны громкими акциями. К сегодняшнему дню экологическое движение разделилось на несколько действительно крупных и уважаемых организаций и множество средних и мелких групп, существующих на сомнительные источники доходов, отмечает Центр изучения региональных проблем. Известность и авторитет заработали себе российская экологическая партия «Зеленые», конструктивно-экологическое движение России «Кедр», общероссийская общественная организация «Зеленый патруль», Всероссийское общество охраны природы (ВООП), Российский Зеленый крест и другие и российские отделения всемирных экологических организаций, таких как «Гринпис» (Greenpeace) России и Фонд дикой природы (WWF) в России. На другом экологическом полюсе оказались организации, для которых защита природы превратилась в необременительный доходный бизнес, отмечается в публикации. Такие организации возникают вдруг из небытия в общественном поле только при получении западных грантов и надолго исчезают, когда деньги заканчиваются. В Сибири и на Дальнем Востоке, пишет ЦИРП, подобные объединения опекает зонтичный портал «ЭкоДело».

Центр отмечает, что на портале «ЭкоДела» отсутствуют имена координаторов. Сообщается, что портал "управляется Межрегиональным общественным экологическим фондом «ИСАР-Сибирь», но при открытии сайта фонда выясняется, что его последние материалы датированы 2007 годом и отсутствуют имена сотрудников. Среди создателей портала «ЭкоДело» упомянут некий фонд «Глобал Грингрантс», Болдер, ПЕРК, Сан-Франциско. ЦИРПу удалось выяснить, что формально фонд «Глобал Грингрантс» − благотворительная организация, выделяющая гранты на поддержку местных инициатив по защите окружающей среды в странах третьего мира. Как правило, гранты составляют от $500 до $5000, средний грант — $4000. Деньгами фонда в разных странах распоряжаются местные advisory board's (можно перевести как «информационный ресурс»). В России таким advisory board's для Сибири и Дальнего Востока является как раз портал «ЭкоДело». Гранты «Глобал Грингрантс» невелики по размерам, но их немало. Только за 2014 год и только через «ЭкоДело» (есть и другие сибирские грантополучатели) американцами было распределено более 155 тыс. долларов. Американцы же раскрыли и состав актива «ЭкоДела», причем с фотографиями. Первым лицом − координатором проекта названа Марина Рихванова, сопредседатель иркутской региональной общественной организации «Байкальская экологическая волна».

Рихванова и возглавляемое ей объединение стали известны благодаря борьбе против прокладки трассы нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) вдоль берега Байкала. В конце 2006 года трасса ВСТО была перенесена севернее байкальских хребтов. Это удлинило трассу на 400 км, увеличило ее стоимость на $6 млрд и срок строительства на три года. Нефтепровод пришлось сооружать в совершенно глухой сибирской тайге вдали от дорог и населенных пунктов, там, где по-настоящему не ступала нога человека.

После этого, по данным ЦИРП, финансирование сайта «ИСАР-Сибирь» прекратилось, сайт «Байкальской экологической волны» также перестал отвечать на запросы. Сама же Марина Рихванова в 2008 г. получила Goldman Environmental Prize («Зеленая нобелевка», учреждена американским политиком и филантропом Ричардом Голдменом в 1990 году). Сейчас у фонда «Глобал Грингрантс» и Марины Рихвановой новая стратегическая задача − не дать построить газопровод «Алтай», полагают в ЦИРП. Недавно одна из крупнейших американских газет The New York Times опубликовала статью о нежелательности строительства газопровода «Алтай», поскольку это «уменьшит уязвимость» России от западных санкций. Газопровод «Алтай» позволит перенаправить в Китай поток газа с тех месторождений, из которых нынче снабжается Европа, с минимальными капитальными затратами − большая часть газопровода будет использовать существующую газотранспортную структуру (в отличие от «Силы Сибири», которую строить гораздо дольше).

Как ранее заявлял журналистам глава «Газпрома» Алексей Миллер, в подписанных РФ и КНР документах определяется, что западный маршрут становится приоритетным проектом газового сотрудничества. На начальном этапе предполагается поставлять 30 миллиардов кубометров газа в год. В дальнейшем могут быть построены вторая и третья нитки газопровода, с выходом на потенциальную производительность до 100 миллиардов кубометров в год.

Между тем в январе 2011 года появилась межрегиональная коалиция общественных и научных организаций «Сохраним Укок» (так называет горное плато, через которое пройдет трасса газопровода, включенное в перечень охраняемых объектов ЮНЕСКО в рамках проекта «Золотые горы Алтая»). «Глобал Грингрантс» выделил $4586 через Марину Рихванову на мониторинг ситуации со строительством газопровода и создание сайта «Сохраним Укок». Тема «Укок» теперь регулярно освещается на сайте «ЭкоДело», а на сайте «Сохраним Укок» появляются тексты о тяжелых последствиях строительства газопровода через священное для местных народов место.

«Газпром» уверяет, что в рамках подготовки «Обоснования инвестиций» проекта были разработаны разделы «Оценка взаимодействия на окружающую среду» и «Охрана памятников археологии и историко-культурного наследия в зоне строительства газопровода» с учетом статуса природного объекта «Золотые горы Алтая» и правовых возможностей осуществления хозяйственной деятельности на особо охраняемых территориях. Однако недавно в Республике Алтай к административной ответственности по статье 18.8 КоАП РФ за несоответствие цели въезда, заявленной в визе, фактической цели пребывания в России привлекли гражданку США, директора еще одной американской «экологической» организации − экологического фонда The Altai Project Дженифер Кастнер. "Дженифер встретилась практически со всеми активистами экологического движения в Республике Алтай, — сообщила газета «Сибирь: Момент истины». — О чём они разговаривали, естественно, неизвестно, однако после её визита местные экологи заметно активизировались в противодействии строительству «большой трубы». По данным ЦИРП, уже сейчас наблюдается увеличение финансирования и активизация прозападных организаций, которые на протяжении многих лет ведут кампанию против строительства газопровода «Алтай».

Подобных организаций в Сибири и на Дальнем Востоке десятки. Они не борются с разливами нефти на технологических нефтепроводах в Якутии, не озабочены выбросами «Норникеля», но сразу возникают там, где крупные компании реализуют инфраструктурные проекты, мешающие заокеанским «партнерам».

Российским властям и спецслужбам, как заключает автор публикации, в такой ситуации следует не только объяснять людям смысл деятельности западных «экологических эмиссаров», но и прямо пресекать их деятельность, открыто направленную во вред России.