«Белоруссия считает нужным закупать товары в странах Евросоюза, считая это своим внутренним делом и ссылаясь на устав Евразийского союза. При этом России указывают на незаконность восстановления таможенных постов на белорусской границе, что тоже можно понять», — заявил замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин в ходе Круглого стола «Евразийский проект-2015 — воплощение ожиданий государств общего соседства?», прошедшего в Москве 18 декабря, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«Кроме того, нельзя забывать, что против Белоруссии санкции со стороны Запада введены уже давно, — добавил эксперт. — В ситуации, когда в России кризис, Минск совершенно логично пытается хотя бы сохранять нейтралитет с Евросоюзом, но, в первую очередь, конечно, с США. У Белоруссии есть своя правда. Они не обязаны вводить таможенные ограничения по первому требованию России. У России же правда своя. В любой момент белорусская сторона может сослаться на принцип, принятый при создании ЕврАзЭС — полное невмешательство во внутренние дела друг друга. Наверняка там найдут способ трактовать таможенный конфликт с Россией именно как нарушение этого принципа. Следовательно, нужно договариваться, нельзя в данной ситуации использовать исключительно язык силы. В том числе для этого и создавался Евразийский союз».

«Белоруссия могла бы сыграть роль звена между ЕС и ЕврАзЭС, — сказал Жарихин. — Естественно, это все хорошо бы выглядело при идеальных внешнеполитических условиях, которые устраивали бы всех. Если бы не было противостояния России и Евросоюза с Соединенными Штатами, давно бы уже существовало единое таможенное пространство от Лиссабона до Владивостока, да и украинский кризис, если бы и случился, проходил бы совсем по-другому. Но мы живем в реальности. Следовательно, Россия могла бы ввести торговые послабления для Белоруссии в какой-нибудь другой отрасли, взамен — изменения в газовой политике. В любом случае, нельзя давать повод оппонентам России использовать белорусский таможенный конфликт в своих интересах».

Как сообщало ИА REGNUM, с 9 декабря на российско-белорусской границе был восстановлен таможенный контроль. Проблемы между российскими и белорусскими властями возникли после введения президентом Путиным т.н. контрсанкций в отношении западных стран — ввоз продуктов из них был запрещен. Ни Белоруссия, ни Казахстан подобных ограничений не вводили. А поскольку таможенная граница между странами отсутствовала, Россия потребовала от членов Таможенного союза запретить транзит по своей территории в РФ продовольствия из ЕС. Реэкспорт в Россию по поддельным документам в отсутствие таможенных границ внутри ТС стал привлекательным без таможенных проверок на границах. Поскольку на уровне таможенных служб ТС ввести запрет на такой транзит невозможно, его отказался согласовывать Россельхознадзор.

Отметим, идею позиционировать Белоруссию как «связующее звено между Европейским и Евразийским союзами» неоднократно высказывали различные представители белорусских властей, в том числе Александр Лукашенко. Эта конструкция вызывает особый интерес с учётом того, что Белоруссия официально является членом Евразийского союза, что несколько противоречит статусу «связующего звена» между ним и каким-либо другим объединением. Кроме того, к Белоруссии со стороны ЕС официально применяются политические и экономические санкции, и в этом плане стремление играть роль «звена» становится ещё интереснее.