На балконах домов в Старой Гаване появились Государственные флаги США и Кубы. Эта картина была невозможна еще несколько дней назад. За нее грозил тюремный срок. Оказалось, и флаги хранились, и не так уж остры антиамериканские настроения в кубинском обществе. Однако действительно ли имеет реальные основания кубинский оптимизм и «чувство глубокого удовлетворения» официальных представителей России новым витком взаимоотношений Вашингтона и Гаваны?

Начнем с того, что о восстановлении дипломатических отношений между Гаваной и Вашингтоном как о свершившемся факте говорить еще очень и очень рано. Речь идет о начале переговорного процесса, который, как любые межгосударственные переговоры, не может обойтись без условий и взаимных уступок. И если глава Кубы Рауль Кастро жестко настроен «не поступаться принципами», то не факт, что это устроит Вашингтон. А если даже и устроит, то мотивы этого «сердечного согласия» могут быть никак не связаны с налаживанием добрососедских отношений. Президент США Барак Обама четко заявил, что санкции США против Кубы себя не оправдали и нужна иная стратегия влияния на Кубу. А с Россией и Венесуэлой, значит, оправдали? Отметим, что в наборе Белого дома не так уж много разнообразных стратегий. А в данном случае, похоже, она такова: «Вы нас пустите, откройте посольство, а мы уж там разберемся».

Теперь о санкциях. Снятие эмбарго с Кубы обозначено Вашингтоном как некая перспектива. Но лишь обозначено. Напрашивается вопрос: почему США пошли на нормализацию отношений с Кубой в разгар введения и ужесточения санкций против ее главных партнеров и друзей — России и Венесуэлы? Если, как говорит Обама, санкции как стратегия давления на Остров Свободы себя не оправдали, то зачем же снова наступать на эти грабли по отношению к другим, гораздо более сильным, чем Куба, государствам? США ожидали, что Россия и Венесуэла начнут уговаривать Кубу не идти на переговоры с общим врагом? И тем самым США надеялись показать измученному санкциями за 53 года кубинскому обществу, кто «на самом деле» их главные супостаты? Или это обычная для имперских стран тактика «разводок» по разным углам? А, может, Вашингтону хотелось выставить Рауля Кастро отступником? Так это им удалось. Даже те эксперты по кубинской теме, кто безоговорочно поддерживают шаги Рауля Кастро по нормализации отношений с США, говорят: «При Рауле Кастро социализм на Кубе, возможно, сразу и не рухнет. Он удержит. А при тех, кто придут потом, без сомнений, начнется дикая капитализация с участием США, и, как следствие, не исключен западный вектор внешней политики». Те, кто бывает на Острове Свободы не в качестве туристов, а изучает жизнь страны и общается с простыми людьми, знает, что никаких антиамериканских настроений среди молодежи и лиц среднего возраст там нет. Нет и антироссийских. Но жесткой ориентации населения «Мы с Россией, против США» нет уже очень давно.

Первые шаги по нормализации отношений Кубы и США всколыхнули кубинскую диаспору в Майами. Кубинские эмигранты, живущие в США, вышли на митинги протеста против новой политики Барака Обамы по отношению к Гаване. Штатовские кубинцы — главные бенефициары будущего капиталистического переворота на Кубе — обвиняют Барака Обаму в предательстве. Видимо, хотят быстрее, жёстче и ярче. Сыграет ли этот фактор роль в переговорном процессе по восстановлению дипломатических отношений между Кубой и США? Сыграет, безусловно. Не исключено, что от Кубы потребуют не только выпустить из тюрем диссидентов, но и еще чего-нибудь (вспомним последние годы существования СССР).

На мой взгляд, интереснее то, что будет происходить в политической жизни самой Кубы. Да, реальной оппозиции власти там нет. Тем более — имеющей хоть какое-то подобие организации. Есть известный кубинский анекдот (за них, кстати, уже давно не сажают, как в более ранние годы): «Органами государственной безопасности Кубы обезврежена группировка из десяти оппозиционеров. Девять из них оказались агентами госбезопасности Кубы». Но сама констатация того, что диалог между Кубой и США в принципе возможен, всколыхнет кубинское общество. Оппозиции нет, но есть огромное количество недовольных экономической ситуацией, социальными проблемами, хроническим безденежьем и карточной системой, коррупцией (хотя с ней борются и дают большие сроки). Таких на Кубе подавляющее большинство. Как манипулировать подобными настроениями, в США знают хорошо. Одно дело — на расстоянии, а другое — уже теперь, находясь внутри.