Кризисные явления в экономике Белоруссии связаны с ситуацией на российском рынке. Об этом было заявлено 20 декабря в эфире телепрограммы «Клуб редакторов» на телеканале «Беларусь-1».

В студии собрались председатель Белтелерадиокомпании Геннадий Давыдько, главный редактор печатного органа Администрации президента Белоруссии — газеты «Советская Белоруссия» Павел Якубович, главный редактор «Экономической газеты» Леонид Фридкин, главный редактор журнала «Директор» Алесь Герасименко, а также первый проректор Академии управления при президенте Белоруссии Александр Ивановский. Они обсудили события «чёрной пятницы» 19 декабря, отметившейся резким всплеском спроса населения на иностранную валюту и введением властями ряда мер чрезвычайного характера.

В частности, было обсуждено решение Совмина и Нацбанка Белоруссии о введении 30-процентного сбора на покупку иностранной валюты с юридических и физических лиц (данная мера получила неофициальное название «налог на валюту»), а также об увеличении до 50% нормы обязательной продажи на бирже поступающей в республику валютной выручки. «Полагаю, что финансовая система — это сообщающиеся сосуды. И, поэтому, идея острова, где перекрыты вентили — она, конечно, не работает. И ясно, что живём мы не на облаке, а живём во всей системе, — сказал Ивановский.

»Огромное количество товаров, которые идут по «импортозамещению», которые мы закупаем — это всё скажется. И скажется на нас, — продолжил Ивановский. — Что касается суеты вокруг «обменников» — ну, во-первых, не все там — тоже с вами согласен. Есть и более опытные, которые понимают, что как бы эта вещь не спасётся, Ситуация сложная и цепочка начала разворачиваться ясно где-то в феврале месяце, когда была провозглашена идея о том, что будем бороться с Россией финансовыми методами. Но мы, естественно, имея рынки… «Что значит „бороться“ с Россией? Не совсем понял», — перебил его Давыдько, не поняв заявления представителя Академии управления при президенте.

«С действиями России, связанными с Крымом, связанными с…», — стал пояснять Ивановский. Давыдько его снова перебил: «Ну, мы-то не собирались с этим бороться». «Мы попали через рынок, — продолжил Ивановский. — Внешнее давление, да. А мы уже здесь в этом деле присутствуем. Собственно говоря даже, если бы не были так связаны — всё равно бы мы это дело почувствовали. Ну, кроме того, конечно — идёт в мире колоссальное количество, нарастание агрессивности и кризисов, причём во всём регионе. И, естественно, это сказывается на росте, на курсах и так далее».

«Я думаю, что мера, которую приняли — она ведь в первую очередь направлена на то, чтобы как можно меньше бросались вот в этот „обменник“, чтобы это было невыгодным. И, наверное, она рассчитана на то, что давайте посмотрим, как с вами совершенно — система нестационарная, параметры меняются. Как будет реагировать? А дальше будем действовать по ситуации».

Первый проректор Академии управления при президенте Белоруссии привёл пример кризиса 2011 года, наличие которого власти постсоветской республики (в т.ч. Ивановский) публично отрицали, пока в начале 2012 года Александр Лукашенко не заявил, что последствия кризиса уже преодолены. Ивановский отметил: «Вы знаете, если вспоминать 2011-й год, я хочу сказать, что при том падении, которое было, белорусы вообще себя вели достаточно достойно».

Судя по выражениям лиц приглашенных в студию первого канала государственного телевидения, заявления Ивановского нуждались в обработке на монтажном столе перед выходом записи в эфир. Однако Давыдько быстро перевёл разговор на другую тему, выказав понимание того, как на самом деле работает рынок.

Как сообщало ИА REGNUM, официальный Минск сопровождает торговые конфликты с Москвой «информационными войнами», формируя у населения негативное отношение к России. Во время кризиса 2011 года власти Белоруссии объясняли проблемы постсоветской республики невозможностью россиян приобрести «дешевые и качественные белорусские товары», не акцентируя внимания на ошибках госуправления и порочности т.н. белоруской модели. Обострившиеся в конце 2014 года кризисные явления в экономике Белоруссии власти постсоветской республики также объясняют «российским фактором», в частности — падением курса российского рубля. Очередной торговый конфликт Минска и Москвы в 2014 году (« колбасная война») также сопровождается «информационной войной» и попытками обосновать необходимость наращивания сотрудничества с Евросоюзом, который применяет к чиновникам и госпредприятиям Белоруссии санкции. По мнению ряда экспертов, в своём стремлении всячески подчеркнуть политическую независимость от России при весьма сильной экономической зависимости от неё, обосновать местную оригинальность противопоставлением всему русскому (проявляется в сфере культуры и образования), руководство Белоруссии "наступает на «украинские грабли».