Заместитель председателя комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Законодательного собрания Оренбургской области Александр Борников озвучил в присутствии первого замминистра сельского хозяйства России Игоря Манылова и советника председателя правительства РФ Сергея Левина тревоги по поводу табу на экспорт зерна. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-центре регионального парламента.

«Меня особенно волновал запрет на экспорт зерна, фактически наложенный правительством РФ несколько дней назад. Официально об этом не объявлялось, но на железнодорожных узлах, в портах стоят вагоны, груженные пшеницей, оплаченной зарубежными партнёрами, вывоз которой под разными надуманными предлогами из страны запрещён. Например, только у возглавляемой мною компании „Славянка“ на станциях стоят 24 зерновоза — около 1,5 тысячи тонн зерна, которые мы не можем поставить зарубежным партнёрам», — сказал Борников.

Он также отметил долгий путь российских крестьян и купцов на мировой рынок и наработку деловых связей: «В итоге у нас появилась своя ниша — азиатский рынок. При этом хочу особо подчеркнуть: мы поставляем зерно странам, лояльным к России, к нашей политической системе. Об этом не принято говорить, но напомню: режим в Египте зашатался после того, как жители этой страны не смогли получать российскую пшеницу и дешёвый, доступный для народа хлеб из неё. Не хотелось бы в очередной раз, как это уже было в 2010 году, разочаровывать зарубежных бизнес-партнёров. Торговые связи разрушить легко, а вот восстанавливать авторитет, репутацию, добрые отношения нам придётся годами».

По словам оренбургского депутата, в Национальной ассоциации экспортёров сельхозпродукции считают, что вмешательство правительства в саморегулирование рынка зерна является вынужденным и продиктовано необходимостью сбалансировать внутренний рынок и снизить отпускные цены на зерно.

«Но мне кажется верхом несправедливости и то, что любые поставщики российских товаров, включая газ и нефть, имеют свободный доступ на мировые рынки, а крестьянина опять ограничили! Считаю, что задача депутатов всех уровней — возместить аграриям ущерб от этих ограничений. В этой связи обнадёживающе прозвучала информация об увеличении средств, выделенных правительством РФ на АПК. К тому же не следует забывать, что, например, используемые российскими аграриями семена являются импортными: подсолнечника, кукурузы — на 70%, сахарной свёклы, картофеля — на 80%», — подчеркнул Александр Борников.

Он также сообщил, что на заседании Совета Национального союза зернопроизводителей высказался и по поводу мер ЦБ России по повышению ставки до 17%: «Бизнес это однозначно убьёт, не надо испытывать никаких иллюзий. 17% плюс банковская маржа 6%… Кто потянет такие кредиты — по 25% годовых?!»

Вместе с тем депутат Законодательного собрания Оренбургской области полон оптимизма: «Заседание Национального союза зернопроизводителей состоялось в канун Нового, 2015 года. Прямо скажем, непростого для экономики, аграрного сектора страны. Обнадёживает то, что у всех собравшихся в этот день в федеральном Минсельхозе есть чёткое понимание ситуации. И что, на мой взгляд, самое главное — есть желание найти оптимальное решение всех вопросов, которые стоят перед аграриями страны сегодня».

Главным тезисом, озвученным впервые на заседании Совета, по мнению Борникова, стало сообщение первого заместителя министра сельского хозяйства России Игоря Манылова о повышении закупочных цен в ходе зерновых интервенций на 2014-2015 годы: «Мы, аграрии, весь год бились за это, и вот дождались. Так, для европейской части страны минимальная закупочная цена пшеницы третьего класса повышена с 6,75 тыс. рублей до 10,1 тыс. рублей за тонну. Пшеницы четвертого класса — с 6,45 тыс. рублей до 9,3 тыс. рублей за тонну, пятого класса — с 6,1 до 9,1 тыс. рублей за тонну. Было отмечено, что сегодня в государственном инвентаризационном фонде находится около 1,5 млн тонн зерна. Но этого мало. На уровне правительства России принято решение о закупке ещё порядка 3,5 миллиона тонн зерна, в основном пшеницы».