В марте 2015 года заканчивается срок полномочий у двух губернаторов Тюменской области — у главы ЯНАО Дмитрия Кобылкина и главы ХМАО Натальи Комаровой. Депутаты обеих региональных дум еще в ноябре 2014 года выступили с предложением отменить прямые выборы в автономиях и выбрать вариант, при котором президент РФ вносит кандидатуры глав регионов в региональные заксобрания. Один из трех претендентов и будет утвержден депутатами. Ожидается, что Госдума примет закон уже в ближайшее время, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Однако будут ли после этого неожиданности и кто составит конкуренцию действующим главам Ямала и Югры, которые с большой долей вероятности вновь будут претендовать на занимаемые ими должности?

«Голосование по вопросу перехода на новую модель выборов прошло без сопротивления, поэтому думаю, что действующие главы и будут возглавлять в дальнейшем эти субъекты федерации, — заявил 15 января корреспонденту ИА REGNUM политолог, профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев. — При этом у Кобылкина и Комаровой есть вполне достаточный для этого рейтинг. Если же появятся другие кандидаты, то это будет заведомо проигрышная партия, не имеющая шансов на победу. Реальных соперников пока не видно».

Директор Международного института политической экспертизы, политолог Евгений Минченко, считает, что положение Кобылкина и Комаровой неравное. По его мнению, сейчас Наталья Комарова имеет шансы 50 на 50, а Дмитрий Кобылкин — 90 к 10. Впрочем, все прояснится в ближайшие 2-3 месяца. «У Дмитрия Кобылкина высокие рейтинги, он — эффективный управленец. Правда, для региона есть опасность, что его заберут работать на федеральный уровень, если произойдет переформатирование правительства. У Натальи Комаровой в последнее время снизились рейтинги, против нее ведется активная борьба различными политическими группировками. Если у Комаровой появятся реальные конкуренты, то они будут неожиданными для всех», — пояснил политолог.

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, политолог Дмитрий Орлов, оценивая грядущую процедуру избрания губернаторов Югры и Ямала, назвал будущие непрямые выборы «лоббистскими». «Эта процедура позволяет выдвинуть претендента, который мог бы и не победить на прямых выборах, — заявил он ИА REGNUM. — Впрочем, Кремль сейчас очень серьезно ориентируется и на общественное мнение, и на ряд других критериев оценки работы губернаторов. Думаю, что у Кобылкина не будет никаких проблем с новым наделением его губернаторскими полномочиями. Что касается Комаровой, то ситуацию нельзя назвать однозначной, и ее назначение вряд ли станет чисто технической процедурой. На мой взгляд, сейчас развернется достаточно серьезная борьба, в которой будут принимать участие политические кланы и сырьевые корпорации. Известно, что у руководства ХМАО непростые отношения с „Роснефтью“. Но все-таки вряд ли стоит ожидать появления в тройке претендентов на пост губернатора ХМАО реальных конкурентов, которые бросят вызов Комаровой. Как правило, на непрямых выборах вообще не происходит серьезной конкурентной борьбы. Вся конкурентная борьба будет происходить и в федеральном центре, и в регионе — до формирования списка претендентов».

Генеральный директор института приоритетных региональных проектов Николай Миронов уверен, что позиции так называемой тюменской команды крепки, как никогда: «Шансы остаться в своем кресле и у Комаровой, и у Кобылкина — очень высоки. Действительно, в последнее время позиции Натальи Комаровой оценивали как шаткие, а Кобылкину предрекали перевод в Москву, но с учетом новых реалий они, скорее всего, останутся. Все это в целом означает укрепление так называемой тюменской команды, которая ассоциируется с Сергеем Собяниным, и, в принципе, говорит об одновременном укреплении его позиций. О стабильности этих позиций говорит, прежде всего, то, что был изменен порядок формирования органов власти. Вообще в последнее время заметна тенденция к отказу от резких шагов в губернаторской кадровой политике. Еще в прошлом году руководители регионов чувствовали себя несколько неуверенно, случались неожиданные отставки, то теперь в целом губернаторский корпус укрепляется. У федеральной власти нет желания что-то в нем менять, потому что экономическая ситуация весьма непростая, и на губернаторах лежит большой груз ответственности. И если губернатор работает, а ситуация в регионе стабильна, то каких-то резких кадровых решений никто принимать не будет, тем более в Тюменской области, когда речь идет о достаточно эффективных руководителях. По сути, непрямые выборы — это скорее процедура избрания, здесь гораздо меньше неожиданностей. Борьба есть, но все гораздо проще, чем во время обычной избирательной кампании».

Добавим, второе чтение законопроекта о предоставлении автономным округам возможности избирать глав исполнительной власти не только на прямых выборах, но и по представлению президентом кандидатов законодательным органам субъектов, состоится в январе, сообщили ИА REGNUM 15 января в комитете Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству. «Не будем затягивать принятие закона, он будет принят в соответствие с регламентом», — заверили в комитете.