Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты плановой проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2011 — 2013 гг. на реализацию мероприятий по строительству энергоблоков АЭС в России. В своём докладе аудитор Счётной палаты Валерий Богомолов отметил, что согласно решению правительства РФ бюджетное финансирование мероприятий программы деятельности госкорпорации «Росатом» на долгосрочный период (2009-2015 гг.), направленных на серийное строительство энергоблоков атомных электростанций, было уменьшено на 30% до 424,6 млрд. руб. Сроки строительства 7 из 9 строящихся энергоблоков атомных электростанций были, соответственно, сдвинуты. При этом Валерий Богомолов отметил, что увеличение сроков строительства ведет к увеличению стоимости реализации объектов.

«С выводом аудитора Счетной палаты Валерия Богомолова о том, что увеличение сроков строительства атомных станций ведет к определенному удорожанию стоимости строительства трудно не согласиться, — заявил ведущий эксперт УК „Финам Менеджмент“ Дмитрий Баранов. — Однако нельзя не отметить, что в этих, объективно трудных для себя обстоятельствах, концерн „Росэнергоатом“ и госкорпорация „Росатом“ сделали все возможное для решения возникших проблем. К примеру, финансирование строительства АЭС из федерального бюджета в указанный период, а Счетной палатой рассматривались 2011 — 2013 годы, было сокращено на 30% до 424,6 миллиарда рублей, однако суммарное финансирование сократилось всего лишь на 18,4% до 941,8 миллиарда рублей. Это свидетельствует о том, что Росатом изыскал резервы, как собственные, так и привлечённые, и не допустил сокращения финансирования в том же размере, в котором сократило его государство. Я рассматриваю это скорее как заслугу корпорации, которой удалось избежать масштабного сокращения финансирования».

«Отсюда — и увеличение размера заимствований корпорации в общем объёме инвестиционного капитала концерна „Росэнергоатом“, который составил 63,5 миллиарда рублей из 205 миллиарда рублей. Кроме того, не стоит забывать, что у компании не было возможности существенно повысить доходы, так как тарифы были заморожены. Увеличение заёмных средств в данном случае — свидетельство успешности Росэнергоатома, роста его привлекательности, готовности инвесторов вкладываться в него, — полагает эксперт. — Что касается изменения сроков части проектов по строительству в России новых энергоблоков, что также отмечается в отчёте Счётной палаты, то и им можно найти объяснение. Непростая экономическая ситуация, сложившаяся в 2008-2010 году, то есть прямо перед рассматриваемым СП периодом, привела не просто к уменьшению потребления электроэнергии, но и к пересмотру в сторону снижения среднесрочных прогнозов этого показателя, что привело к необходимости изменения сроков реализации ряда проектов. Вряд ли бы имело смысл продолжать строить эти блоки прежними темпами, вводить их в строй, но при этом произведённая ими энергия не была бы востребована. Существовала в рассматриваемый период и техническая проблема, которая привела к переносу сроков реализации части проектов. Речь идёт о задаче восстановления ресурса блоков РБМК, из-за чего потребовалось направить часть ресурсов на строительство мощностей, замещающих данный вид блоков мощностей, сняв их с других объектов. Но не везде замедлялись сроки реализации проектов в 2011-2013 годах, к примеру, было ускорено сооружение третьего и четвертого блоков Ростовской АЭС в связи необходимостью обеспечить потребности юга России в электроэнергии».

"Счетная палата РФ в 2014 году существенно активизировала деятельность по проверке правильности расходования бюджетных средств, — прокомментировал начальник аналитического отдела ЗАО «ИК „Энергокапитал“ Александр Игнатюк. — Результаты проверок носят комплексный характер, а документы Счетной палаты РФ стали существенным подспорьем для рыночных экспертов и аналитиков. В случае с проверкой ГК „Росатом“ Счетная палата проделала серьезную и детальную работу. Бесспорно, внешний независимый аудит чрезвычайно важен в работе любого крупного холдинга, ведь именно он позволяет обнаружить недочеты, которые менеджеры компании зачастую не учитывают в своей деятельности, списывая их на административные решения политического руководства и на прочие экзогенные факторы». «Выводы СП об увеличении сроков строительства атомных энергоблоков и повышении их стоимости объясняются двумя факторами, — полагает он, — сокращение финансирования нового строительства из государственного бюджета и объективная экономическая ситуация в стране. После кризиса 2008 года изменились прогнозы по энергопотреблению в региональном разрезе и по экономике в целом, поэтому логично, что там, где изменилась потребность в новых мощностях, сроки были передвинуты. При этом есть и другой пример — четвертый блок Ростовской атомной станции (как и третий) будет сдан в эксплуатацию раньше срока, что позволит решить и проблему энергоснабжения Крыма. Очевидно, Росатом — государственная компания, и потому он заинтересован не просто в том, чтобы выполнять программу строительства, но и в том, чтобы оперативно ее корректировать, соответственно, чтобы введенные энергоблоки давали электроэнергию там, где есть в этом потребность».