После недавних поездок министра иностранных дел Хашима Тачи в Албанию и Черногорию, косовские руководители неожиданно даже для самих себя решили прибрать к рукам горнообогатительный комбинат «Трепча» — самый дорогой объект на Балканах. Местные месторождения свинца и цинка называют крупнейшими Европе (46 млн тонн). Кроме того, здесь добывают золото, серебро, никель кобальт и кадмий. Специалисты Белградского института «Геозавод» оценивают залежи меди в 35 млн тонн, а никеля в 18 млн тонн.

Последние события в Косово еще раз показали, что в крае только один хозяин — США. Как скажут в Госдепе, а затем повторят в американском посольстве в Приштине, так и будет. Американцы давно положили глаз на «косовский золотой сундук». Тем более что многие высокопоставленные американские пенсионеры давно на подработках у Тачи. Всем на Балканах давно известно, что бывший госсекретарь США Мадлэн Олбрайт и ее старый друг генерал Уэсли Кларк, в прошлом командующий силами НАТО во время бомбардировок Югославии, — давние друзья и поклонники Тачи. Олбрайт и Кларк и сегодня ни капельки не сожалеют о том, что ради «спасения косовских албанцев» они отдавали приказы уничтожать города и села Югославии. Олбрайт часто спрашивали о том, что она ощущала, когда в НАТО принимали решение о начале операции «Союзная сила». В одном из недавних интервью она была предельно откровенна: «Я жалею только о том, что мы не начали воздушную операцию против Югославии раньше. Я думаю, что в марте 1999 г. мы поступили совершенно правильно». Отставной генерал Кларк без тени сомнения тоже повсюду повторяет, что американцы и НАТО спасли косоваров. «Мы сделали все правильно, другого решения не могло быть», — как заклинание из года в год говорит журналистам господин Кларк. Честно говоря, иного и не следовало ожидать. Ведь перед началом любой военной операции в Пентагоне и ЦРУ заранее просчитывают, какую прибыль можно будет получить после ее завершения. Главное, чтобы у власти оказались нужные люди, которые будут бороться за демократию, а заодно допускать до «жирных кусков» своих вчерашних покровителей и защитников.

В Приштине говорят, что сейчас самое время, под шумок можно все оттяпать, а потом хоть трава не расти. Пока суть да дело, а хозяин уже другой. На международные суды могут уйти десятилетия. В Косово привыкли к тому, что в любых европейских структурах они всегда найдут поддержку. Американские спонсоры Тачи это прекрасно понимают. Вот и спешат богатые и очень влиятельные американцы, среди которых Олбрайт и Кларк, заполучить лакомые куски «косовского золотого» пирога. К «Трепче» давно приглядывается и знаменитый Джорж Сорос. Он планомерно и длительное время работает в регионе. Еще в конце 1990-х гг. Сорос перевел в различные НПО Хорватии, а также Боснии и Герцеговины несколько сотен миллионов долларов. «Фонд Сороса» оказывал поддержку СМИ Хорватии и, прежде всего, «независимым» изданиям, которые постоянно критиковали официальные власти.

Сорос всегда нанимал умных и талантливых людей, которые удачно убеждали местное население в том, что с «американской демократией» жить будет «лучше и веселее». Промывание мозгов и «создание глянцевого образа жизни» — штука дорогая, но результаты приносит ощутимые. Обыватели смотрят американские фильмы, слушают американскую музыку, стараются быть похожими на своих кумиров. А это стоит денег. Хочешь быть в тренде — плати. Сорос постепенно скупал все самое интересное и перспективное. Было понятно, что он не пожалеет никаких денег, чтобы иметь влияние в регионе. Тем более что такой вариант уже прошел испытание на прочность в странах Восточной Европы в начале 1990-х гг. Завоевать Балканы было для Сороса делом чести. Ведь миллиардер всегда был готов вкладывать деньги в «демократию и прогресс» по американской модели. Капитал умножается только тогда, когда есть потребитель, который воспринимает реальность по «глянцу». Таким проще управлять. Такие проголосуют так, как будет написано и сказано. Сорос давно понял, что вложив в политический бизнес несколько миллионов, можно постоянно зарабатывать миллиарды долларов, скупая за бесценок медь, свинец, олово и прочее стратегическое сырье.

За 50 лет Сербия вложила в инфраструктуру Косово и Метохии свыше $17 млрд. Сейчас Тачи и его окружение претендуют на все, что было сделано и построено за годы существования СФРЮ. «Это наше, мы хозяева Косово. Все, что есть на косовской земле, принадлежит только независимому государству». Сегодня это главный тезис приштинского руководства. Тачи и его команда зовут со всего мира инвесторов, приглашают всех, кто готов за «хорошие» деньги взять под свой контроль важнейшие объекты промышленности Косово. Кто же откажется заработать там, где ожидается заоблачная прибыль? Любой бизнесмен прибежит в Косово с мешком денег, когда ему дают такие гарантии.

Парламент автономии по одобрению своих заокеанских патронов подготовил и утвердил законопроект, по которому «Трепча» целиком переходила в собственность самопровозглашенного государства. Договорились с правительством, оппозиционными партиями, все было на мази. Белград загоняли в тупик и требовали, чтобы сербское руководство отдало «Трепчу» албанцам — безвозмездно. Но 19 января утром в Twitter посла США в Приштине Трейси-Энн Джейкобсон появилась короткая запись: ""Трепча" — трудное дело". Дама из Госдепа дала четкий сигнал своим подопечным, чтобы они не спешили с принятием закона и отложили его до «лучших времен». При прямых контактах, видимо, было сказано, что отнимать у Сербии такие огромные и дорогие месторождения рановато. Слишком много будет шума из-за этого и в Белграде, и в Брюсселе.