«Ангажированные, не имеющие никакого отношения к реальности заявления — вот что приходится в последнее время слышать от украинских представителей», — заявил руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник 21 января корреспонденту ИА REGNUM.

«Реакция украинской стороны на каждое упоминание о долгах за газ, помноженное на соглашения по транзиту газа с Анкарой, конечно, эмоционально понятна, но с экономической и политической точки зрения ничего не стоит, — сказал эксперт. — Российской стороной все договоренности с украинской соблюдались и соблюдаются, мы пошли в свое время на значительные уступки, принимая во внимание тяжелую экономическую ситуацию у соседей. Тем не менее никаких выводов из этого Киевом сделано не было. Заявление Яценюка о том, что Россия рискует потерять украинский рынок, — это пародия на шантаж. Инструментов для настоящего шантажа у Киева просто нет».

«В апреле нынешний пакет договоренностей с Киевом истекает, — напомнил Пасечник. — Уже сейчас вместо планирования расходов топлива на январь и февраль, на которые вполне может прийтись пик холодов, украинцы пользуются только запасами газа из подземных хранилищ. А что дальше — на этот счет никаких конкретных планов у Киева нет. Заявления о том, что якобы газ из Европы полностью покроет убытки со стороны России, несерьезны. Уже сейчас есть все основания сомневаться в чистоплотности реверсивных поставок по линии „Газпрома“ в страны ЕС. Очевидно, что это в значительной степени псевдореверс. Газ в основном обратно не возвращается. Налицо нечистоплотность, причем с участием европейской стороны».

«План дистанцироваться от Украины в газовом вопросе, причем дистанцироваться полностью, по-прежнему реален, никто его не отменял, — сказал Пасечник. — Видимо, помня об этом, украинская сторона в лице премьера Яценюка делает такие необдуманные заявления. Возможно, расчет здесь делается на так называемые Стокгольмские иски — „Нафтогаза“ к „Газпрому“. Дескать, ту часть долга, которую мы признаем, мы уже погасили, а насчет остальной, которую признаете только вы, давайте выяснять в суде. На самом деле, в таких случаях надо не громкими обвинениями бросаться, а садиться, брать документы и все конкретно смотреть. Видимо, рассчитывая на благоприятный для себя исход дела в Стокгольме, украинская сторона уже сейчас не собирается возвращать долги».

«В любом случае расчет Украины на то, что США и ЕС будут поддерживать ее во всех случаях споров, противостояний с Россией, вряд ли оправдается, — резюмировал эксперт. — Что для Вашингтона, что для Брюсселя Украина — ноша неподъемная. На всякий случай хочется сейчас напомнить, что все кредиты, выделяемые Западом Киеву, сейчас идут не на восстановление или хотя бы реанимацию экономики, а исключительно на погашение долгов».

Как сообщало ИА REGNUM, 21 января премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что якобы на декабрь 2014 года лишь 33% поступающего на Украину газа имеют российское происхождение, в отличие от ситуации годовой давности, когда российская доля составляла 95%. Глава украинского правительства пригрозил, что Россия, если не изменит свою политику в энергетической сфере, рискует потерять украинский рынок. Это заявление было сделано в ответ на напоминание со стороны «Газпрома» 20 января об оставшихся почти 3 миллиардах долларов, которые Украина должна заплатить за российский газ.