Самолет Як-42, разбившийся 7 сентября 2011 года с ярославской хоккейной командой «Локомотив» на борту, перед этим совершил жесткую посадку.

Сегодня, 28 января, в судебном заседании по делу о крушении самолета, в качестве свидетелей были допрошены дежурный штурман, руководитель полетов и старший диспетчер аэропорта «Туношна». Как сообщила Российская газета, руководитель полетов Валерий Зиновьев и Арий Новик, работавший в 2011 году в «Туношне» старшим диспетчером, сообщили о том, что видели, как самолет Як-42, прилетевший за командой «Локомотив», чтобы везти ее в Минск, садился в ярославском аэропорту. Оба назвали последнюю посадку самолета неидеальной: по мнению Зиновьева, борт приземлился грубовато, «с плюхом», а со слов Новика — «дал козла», как говорят в авиации". То есть сел не сразу, а коснулся земли, потом снова поднялся и потом уже окончательно приземлился. Несколько ранее подобные показания давал еще один свидетель, который сообщил, что Як-42 при посадке «скакал, как кузнечик». Тем не менее, такое приземление, по словам сотрудников аэропорта, было в пределах нормы.

«Грубоватая была посадка, с небольшими отклонениями, но в пределах нормы, иначе дальнейший вылет самолету был бы запрещен, — рассказал Валерий Зиновьев. — Абсолютно одинаковых посадок не бывает, кто лучше садится, кто хуже. Но такие посадки случаются». При этом, по его словам, самолет после посадки осматривался, претензий к состоянию лайнера высказано не было.

Кроме того, разбег уже с командой «Локомотивом» на борту Як-42 начал не с края полосы, а с пятой рулежной дорожки, находящейся в 250 метрах от начала ВПП. По словам руководителя полетов, это было решение командира экипажа, что согласуется с Федеральными авиационными правилами. В «Туношне» разбег разрешен со второй и пятой рулежных дорожек, тем более, что для такого самолета, как Як-42, остающейся длины полосы — 2750 метров — было более чем достаточно: для взлета ему обычно нужно 1000 — 1200 метров (бывший гендиректор «Туношны» Олег Кочанов называл 800 метров). Дежурный штурман Валерий Заслонкин показал, что при разбеге самолет двигался слишком медленно, потому он решил, что экипаж самолета собирается довести его до конца взлетно-посадочной полосы и взлететь с обратным курсом. Однако в этом случае командир должен был предварительно запросить разрешение на смену курса, чего он не делал. Свидетели также утверждали, что «карман» для разворота был свободен, а его размеры позволяли развернуться в нем Яку. Расшифровка же «черных ящиков» показывает, что развернуться в начале ВПП было невозможно. Арий Новиков сообщил, что отклонений во время выруливания самолета на ВПП не было, однако в середине полосы, когда борт уже должен был оторвать переднюю стойку шасси, Як-42 продолжал бежать по полосе. «Когда самолет выскочил на грунт, я даже не понял, то ли он тормозит, то ли продолжает взлет. А потом он очень резко взмыл в воздух — гражданские самолеты так не взлетают, очень большой был угол атаки. Потом он начал заваливаться влево…» — рассказал свидетель.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, крушение самолета Як-42, в котором летела команда ярославского хоккейного клуба «Локомотив», произошло 7 сентября 2011 года в аэропорту «Туношна». Погибли 44 человека, выжить удалось только бортинженеру Александру Сизову. Обвиняемым по уголовному делу проходит бывший заместитель генерального директора по организации летной работы авиакомпании «ЯК Сервис» Вадим Тимофеев. По данным следствия, именно Тимофеев отвечал за организацию летной работы, поддержание квалификации летного состава, и имел право на допуск к полетам экипажей, а также на их отстранение. По версии следствия, экипаж разбившегося Як-42 не имел права подниматься в воздух: допуск к полету командиру судна был оформлен по сфальсифицированным документам, а второй пилот на тот момент даже не прошел переподготовку для выполнения рейсов на «Як-42» и не имел права находиться в составе экипажа. Слушания по делу начались в Дзержинском суде Ярославля 3 декабря.