«Языки, история — это основные маркеры идентичности любого государства. Белоруссия ведет свой поиск идентичности и, кажется, встала на тот же путь, что и Украина в свое время, путь русофобии, хотя здесь это будет процесс не столь быстрый», — заявил замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько 29 января корреспонденту ИА REGNUM.

«В свое время ирландцы утратили свой изначальный гэльский язык после фактического геноцида со стороны англичан, — сказал эксперт. — Белорусы никогда не испытывали ничего подобного, но у них, благодаря тесному переплетению с русской историей и культурой, сложилось так, что русский язык стал доминирующим. По последним опросам, 92% населения республики в повседневной жизни говорят именно по-русски. В свое время совершенно правильно было сказано о существовании общерусского литературного языка, который сложился стараниями представителей и русской, и белорусской, и украинской культур. И, несмотря на существование белорусского языка, никогда у подавляющего большинства населения не возникало естественного желания сделать его повседневным вместо общерусского».

«Очень многие государства, образовавшиеся на постсоветском пространстве, получили основы для своей государственности только при советской власти, — заметил Безпалько. — Зачастую искусственно формировались языки, герои исторического эпоса. И Белоруссии, и другим странам большевики фактически создавали историю, интеллигенцию, искусство. В случае с белорусами один из самых ярких примеров — это Янка Купала. Талантливый, безусловно, поэт. Но в нынешней белорусской националистической идеологии начинают вытеснять русских писателей и поэтов и заменяют их Янкой Купалой, Тарасом Шевченко и прочими. И получается, что Достоевский, сам белорус по происхождению, уже чужой писатель, а Янка Купала — свой».

«В результате после получения независимости эти государства сохранили все эти начала, данные большевиками, но прибавили к ним желание максимально дистанцироваться от России, а зачастую и открытую русофобию, — сказал эксперт. — В самом ярком виде мы можем наблюдать это на сегодняшней Украине. Особенностью Белоруссии является то, что на протяжении последних 20 лет Лукашенко искусственно держал замороженной советскую модель. Современная Белоруссия пока еще и по экономическим, и по культурным особенностям — это еще Белорусская ССР. Теперь же эта модель начинает трещать по швам. В Белоруссии фактически начались те же процессы, что и на Украине стартовали 20 лет назад. В силу многих специфик в данном случае мы не будем иметь столь быстрого развития антирусского национализма. У белорусского народа все-таки нет явных оснований так ненавидеть Москву. Все будет делаться постепенно. Вот уже зарегистрирован случай, когда человека подвергли штрафу за публичное использование русского языка. Казалось бы, единичный случай, но, боюсь, скоро их будет становиться все больше и больше».

«Можно привести такой пример, — заявил Безпалько. — Если лягушку бросить в кипяток, она сразу выскочит ошпарившись. Но если ее посадить в котелок с холодной водой и поставить на медленный огонь, она будет сидеть тихо, а когда начнет свариваться, выскакивать уже не будет сил, и она погибнет. Вот так же и здесь. Процесс белорусизации запущен медленный, рассчитанный на долгие годы. Белорусы в какой-то момент перестанут обращать внимание, что Отечественная война 1812 года теперь в учебниках называется русско-французской, что в школах становится все меньше и меньше преподавания на русском. Через какое-то время, когда историческая память ослабнет, не исключено, что идеологи возьмутся и за Великую Отечественную войну. В жителях страны будут воспитывать все больше белорусскости, а потом плавно вытеснят русскость».

«Лукашенко во всем этом процессе напоминает украинских президентов вместе взятых, — отметил Безпалько. — Что-то от номенклатурного работника Кравчука, что-то от Кучмы, тоже в свое время провозгласившего, что Украина — не Россия. А Лукашенко изящнее выражается, мол, нас не затащишь в Русский мир. Что-то от откровенно взявшего курс на русофобию Ющенко и что-то от циничнейшего, постоянно ищущего, к кому выгоднее прислониться, Януковича. Пример встречи с Порошенко, в ходе которой белорусский президент чуть ли не обещал ему защиту от российских агрессоров, тоже показателен. На Украине тоже, кстати, не так быстро начали вытеснять все русское. Поначалу в абсолютно русскоговорящем Киеве было подавляющее большинство русских школ. К настоящему моменту их не осталось вовсе. Печально сознавать, но, кажется, нечто похожее ждет и Белоруссию».

Как сообщало ИА REGNUM, 29 января президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия вовсе не принадлежит к Русскому миру. Президент сказал, что «если есть здесь некоторые умники, которые любят палки в колёса ставить, — и у нас так называемые „свядомыя“ (сознательные) и отдельные не то приехавшие, не то долго живущие здесь, считающие, что белорусская земля — это часть, ну, как они говорят сейчас, Русского мира и чуть ли не России, — забудьте. Белоруссия — это современное и независимое государство, в котором живёт порядка 10 млн человек и каждый день, как я говорю, переворачивается около 2-2,5 млн наших гостей. Никто нам претензий не предъявил, бывая здесь. Мы всегда были гостеприимны к любому человеку, но заставим любого уважать наш суверенитет и независимость, кто помышляет, что нет такой страны — Белоруссии, не было и так далее».