С начала 2015 г. международное давление на Саудовскую Аравию возрастает. ЕС, США и даже арабские союзники выражают недовольство в связи с нарушением прав человека в королевстве. В центре внимания — судебный процесс против блогера Раифа Бадави, обвиняющегося в «вероотступничестве». Глава Европарламента Мартин Шульц сравнил приговор, вынесенный активисту (1000 ударов плетью), с методами «Исламского государства» (ИГ). Против «жестоких» и «несоразмерных» наказаний выступает Германия. 25 января ФРГ приостанавливает экспорт вооружений одному из своих главных клиентов. Frankfurter Allgemeine со ссылкой на правительственные круги передает: «Ситуация в регионе нестабильная, чтобы поставлять туда оружие». Логичность такого обоснования вызывает сомнения, учитывая ту роль, которую Европа и США отводят ближневосточному «союзнику» в уничтожении ИГ. Еще 19 января Верховный представитель ЕС по внешней политике Федерика Могерини заявила, что «ЕС намерен сильнее сотрудничать с Турцией и арабскими странами [в том числе с Саудовской Аравией — К.Г.] в борьбе против терроризма». Возмущается и «нейтральная» Австрия. Консерваторы от партии ÖVP требуют от премьер-министра Файмана закрыть культурный центр имени короля Абдаллы (KAICIID) в Вене.

Критика растет и со стороны ведущих НПО. Amnesty International и Human Rights Watch развернули целую кампанию против нарушения прав человека. Первая даже упрекнула британское правительство, которое, по ее словам, «носит саудитский намордник». Foreign Office обвиняется за бездействие, обусловленное «нефтяными, деловыми и стратегическими интересами в консервативном королевстве». Не остаются в стороне и арабские страны. Член королевской семьи Иордании Аль-Хуссейн призывает помиловать Бадави. Понять Амман несложно, если вспомнить, что из-за разжигаемой саудовцами войны в Сирии более 1 млн. беженцев хлынули в Иорданию. Хотя о нарушениях прав человека в Саудовской Аравии известно давно, именно сейчас они получают широкую огласку. Чтобы понять почему так происходит, сопоставим некоторые факты.

С марта 2014 г. Вашингтон ведет «ценовую войну» против России. Для обесценивания главного источника российского бюджета, нефти, наращивается добыча сланцев в Америке. В этом бизнесе задействованы и ближневосточные союзники США. Саудовцы и иракцы отказываются уменьшать объемы экспорта. В декабре прошлого года Ирак даже увеличил поставки на 300 тыс. баррелей в сутки, подписав соответствующий контракт с курдской автономией. Ставка оправдалась. К новому году рубль потерял почти половину своей стоимости по отношению к доллару. Позднее, когда нефть упала до $ 47-50 за баррель под угрозой оказался и американский сланцевый газ. Continental Resources, Conoco Philips и Pioneer Natural Resources, вынуждены сворачивать бурение в 2015 г. И главный виновник этого, если учесть, что самих себя американцы винить не будут, — Саудовская Аравия. На ноябрьских переговорах в ОПЕК, вероятно, США не меньше Венесуэлы и России надеялись на уменьшение квот.

Нефтяная политика Саудовской Аравии может обернуться катастрофой для «сланцевой революции» в Северной Америке. Эр-Рияд, ведущий борьбу за рынки сбыта, даже в ущерб себе не сбавляет оборотов. Дефицит бюджета растет и достигнет, по статистике HSBC, 11% в 2015 г.. Основная арена борьбы — Китай, где саудовцы пока сохраняют лидерство, опережая Анголу, Россию и Оман. Хотя нефтяные биржи ответили повышением цен на новость о кончине короля Абдаллы, его наследник не собирается вносить изменения. Затеянная изначально против России «ценовая война» превращается в камень преткновения между США и Саудовской Аравией.

Энергетический спор дополняют политические разночтения. Эр-Рияд возмущен провалом сирийской кампании. Вот что писала Guardian еще 7 ноября 2013 г.: «Саудовская Аравия готовится потратить миллионы долларов для вооружения и тренировки сирийских бойцов… чтобы разгромить Башара аль-Асада». Активизация саудовских усилий нацелена на Jaysh al-Islam (Армию ислама), созданную в конце сентября путем объединения 43 сирийских групп". В октябре 2013 г. королевство отказалось от места непостоянного члена СБ ООН. А глава саудовской разведки заявил, что «его страну не устраивает американская внешняя политика на Ближнем Востоке». Министр иностранных дел Сауд аль-Фейсал в знак протеста не выступил тогда на Генеральной Ассамблее ООН.

В 2014 г. к Сирии добавился Иран, в сторону которого Обама делает реверансы. Хотя Саудовской Аравии отводится роль тарана в войне с ИГ, в Белом доме понимают, что ее военная мощь несопоставима с ИРИ. Обама не оставляет попыток привлечь Иран в войну против Аль-Багдади. Заигрывания Овального кабинета с Ираном особенно раздражительны, когда шииты берут власть в «подбрюшье» Саудовской Аравии — Йемене. Нельзя сбрасывать со счетов роль шиитского меньшинства и в самой монархии. Американский Institute for the Analysis of Global Security подчеркивает: «Шииты составляют около 15% населения 25-миллионной Саудовской Аравии. С ними обращаются как с гражданами второго сорта, и они питают сильный антагонизм против королевского ваххабитского истеблишмента, считающих их еретиками». Намекая на проживание шиитов в нефтеносных районах, «мозговой центр» предупреждает: «Если вспыхнет затеваемая Ираном шиитская революция, то урон для саудовской нефтяной индустрии… будет непоправим».

Ущерб саудовской нефтянке может нанести и сам Иран, если продвинутся переговоры по ядерной программе. Снятие санкций позволило бы нарастить экспорт иранской нефти. К счастью для саудовской династии, Вашингтону одинаково не выгодно дальнейшее увеличение предложения «черного золота». Это наглядно продемонстрировал исход переговоров «шестерки» в Вене 23 ноября прошлого года.

Пока президент США игнорирует расхождение экономических интересов с саудовцами, сенаторы, что называется, «бьют в лоб». Откровенно игнорируя курс Обамы, 17 января Сенат направил открытое письмо королю Абдалле. Восемь сенаторов, причем шесть из демократического лагеря президента, осудили приговор Бадави. Они предостерегают: «Любая дальнейшая жестокость и криминальные процессы против саудовских граждан, пользующихся мирными свободами слова и религии, будут источником дальнейшего расхождения между нашими странами». Обама находился под прессом и во время визита в Саудовскую Аравию. Amnesty International призывала его поднять тему прав человека на встрече с королем Салманом и добиться освобождения «узников совести», в том числе и адвоката Бадави — Валееда Абулькаира. Однако в интервью CNN американский президент исключил такую возможность.

Новый король Салман сталкивается с комплексом международных проблем. Евросоюз отказывается от выборочной защиты прав человека и открыто осуждает судебную систему в монархии. Первичная мера наказания — срыв оружейного контракта ФРГ. Не исключено, что в скором времени этому примеру последует и находящаяся под шквалом критики Великобритания. США тревожит «демпинговая война» Эр-Рияда, подрывающая американскую нефтегазовую промышленность. Региональный расклад также не внушает оптимизма. На севере «Исламское государство», угрожающее безопасности Саудовской Аравии, посягается и на легитимность ее ваххабитской модели. На юге в соседнем Йемене балом правят шиитские племена хуситов, борющиеся с йеменской «Аль-Каидой». Последняя взяла на себя ответственность за январские теракты в Париже. Если страны НАТО нанесут военный удар по йеменским террористам, то последующий за этим хаос может распространиться на север в Саудовской Аравии.

Как после 2003 г. в Ираке, местные шииты получат шанс на независимость, вдохновляя на это и своих собратьев в Саудовской Аравии. К этому можно прибавить, что Персидский залив на 70% населен сторонниками имама Али. В последних, стабильность арабского государства может нарушится изнутри. Как писал редактор ИА REGNUM по Ирану Игорь Панкратенко, безработица среди молодежи, превышающая 35%, может стать социальной предпосылкой возможных протестов в королевстве.

В 2006 г. Armed Forces Journal опубликовал карту отставного подполковника Ральфа Петерса. В ней американский военный по-новому представил границы Большого Ближнего Востока. Среди государств, теряющих свои территории, была и Саудовская Аравия. Можно по-разному относиться к содержанию источника, но динамика границ в некоторых областях указывает на определенные сходства. Это и размытая афгано-пакистанская граница, и разделенный на суннитскую и шиитскую части Ирак, рождающийся Курдистан. Может не завтра, но в долгосрочной перспективе такие изменения дойдут и до Аравийского полуострова. Королевский двор вот уже три десятилетия финансирует терроризм и ваххабизм на Ближнем Востоке. В 1980-х годах в Афганистане, в 1990-х в российской Чечне и в Азербайджане, а в 2000-х в Сирии и Ираке. История циклична. Однажды «политика дестабилизации» других государств ударит бумерангом и по самой Саудовской Аравии.