Президент США Барак Обама, пребывая с визитом в Индии, сделал неожиданный ход. Выступая в центре «Сири-форт», он обратился к теме религиозной свободы. Как заявил Обама, «у каждого человека есть право исповедовать веру, которую он выбрал, без преследований в свой адрес». Президент вспомнил «мудрость Ганди, который сказал, что религии — это многочисленные ветви ствола, имеющего один корень». Люди должны исповедовать любую веру, какую выбирают, или не исповедовать никакой веры вообще без преследований, страха и дискриминации. Обама обратился к индийской Конституции, в которой говорится о праве на свободу совести, праве свободно распространять религиозные убеждения. Утверждая, что «отстаивание свободы религии является ответственностью правительства», американский президент отметил, что сегодня мы видим, как к насилию и террору прибегают те, кто настаивает на праве исповедовать свою веру, но на самом деле предают ее. Наряду с призывом к международному сообществу «принимать меры против любых сектантских попыток разделить нас», говоря о возможности Вашингтона и Дели стать «лучшими партнерами», Обама предупредил, что это будет удаваться до тех пор, пока Индия не начнет раскалываться по «религиозным линиям».

Выступление американского лидера вызвало горячее одобрение со стороны индийских христиан. «Мы выражаем глубокую благодарность Обаме за слова в поддержку религиозной свободы и напоминание, что никто не имеет права на насилие по отношению к какой-либо общине из-за ее веры», — заявил в интервью AsiaNews президент Глобального совета индийских христиан (GCIC) Саджан К. Джордж. Он обратил внимание на пробелы законодательства, позволяющие «индуистским экстремистским движениям, связанным с нынешним правительством», где большинство имеет партия «Бхаратия Джаната» (BJP), провоцировать несправедливые атаки против христианских общин. Глава GCIC приветствовал экономические соглашения и расширение сотрудничества между Дели и Вашингтоном, однако указал властям на важность соблюдения конституционных прав меньшинств: «Только если вы станете уважать религиозную свободу и права человека, Индия будет полноправным членом мировой цивилизации». С Джорджем солидаризовался генеральный секретарь Епископской конференции Индии, архиепископ Агры Альберт Д'Суза. Он напомнил, что о равенстве верующих перед законом во время празднования Дня Республики (отмечается 26 января) говорил президент Индии Пранад Кумар Мукерджи. «Это действительно счастливое совпадение, что и американский, и индийский президент сделали свои заявления на фоне неприятных инцидентов с религиозной свободой в стране», — подчеркнул монсеньор.

Не так давно Католическая церковь в Индии объявила, что «решительно выступает против» изменений в закон о свободе вероисповедания и будет использовать «любые средства», в том числе «судебные иски», чтобы добиться их аннулирования. Об этом говорил архиепископ Мумбаи (Бомбея) кардинал Освальд Грасиас, обеспокоенный решениями националистического правительства Нарендры Моди и неоднократными нападениями на религиозные меньшинства, в частности, христиан и мусульман. По словам епископа Пуны Томаса Дабре, Индия — это страна с различными культурами и верованиями. Таким образом, нельзя говорить о «культурном национализме». В стране живут индусы, мусульмане, христиане, представители других конфессий, «и все мы должны жить как добрые соседи и любить друг друга». В последнее время в стране индуистские фундаменталистские движения заявили о необходимости изменить законодательство, обвиняя христиан в поощрении перехода индийцев в другие религии. После избрания Моди на высший пост несколько чиновников, связанные с индуистскими фундаменталистами и поддерживающие BJP, открыто заявили о своем желании массово обратить мусульман и христиан, утверждая, что их предки исповедовали индуизма, но впоследствии были «обмануты» миссионерами. Индийские католики во всем этот видят происки правящей «Бхаратия Джаната» и лично премьер-министра. Между тем, для Вашингтона такая позиция индийского лидера не новость. Ему уже США отказывали в визе, когда он возглавлял штат Гуджарат. Тогда американские власти подозревали губернатора в причастности к организации беспорядков на религиозной почве в 2002 году, обернувшиеся многочисленными жертвами среди мусульман.

Однако почему Вашингтон озаботился этой проблемой сейчас, во время важных переговоров на предмет заключения многомиллиардных контрактов с Дели в ядерной энергетике? Christian Science Monitor, комментируя этот «индийский сюрприз», задается догадками, станет ли после визита американского президента религиозная свобода в Индии «наследием Обамы». Иначе говоря, как следует квалифицировать такое усиленное внимание США к правам верующих. До сих пор в арсенале американской внешней политики одним из основных и важных инструментов нажима и давления на другие страны была оценка соблюдения прав человека. Речь шла о демократических ценностях светского толка. Они лежали в основе «арабской весны», поставившей на дыбы Ближний Восток и запустившей геополитическое проекты по фрагментации существующих государств региона. Что касается религиозных прав и свобод, то, в частности в отношении христиан, их мониторингом занимались главным образом католические центры, ориентирующиеся на Ватикан. Так было применительно к Индии, где католический епископат и орден иезуитов неоднократно критиковали Дели за ухудшение положения религиозных меньшинств и кастовую систему общества.

Между тем, в августе 2013 года глава Государственного департамента США Джон Керри объявил о создании в структуре ведомства нового управления, которое будет определять политику Госдепа по взаимодействию с религиозными общинами в зарубежных странах. Руководителем управления был назначен профессор Шон Кейси, ставший в июле того же года специальным советником госсекретаря по вопросам религий, а ранее, в 2008 году, отвечавший за это направление в предвыборном штабе Обамы. В задачи нового управления входило содействие устойчивому развитию и более эффективному оказанию гуманитарной помощи; продвижение плюрализма и прав человека, включая защиту религиозной свободы; участие в повышении глобальной и национальной безопасности. Еще в 2009 году глава отдела планирования Госдепа Джадд Бердсол начал организовывать совещания с участием дипломатов и приглашенных экспертов по вопросам взаимодействия дипломатии и религии. Позже на этой базе был создан «Форум по вопросам религии и глобальной политике». Как говорил Бердсол, привлечение религиозных групп является необходимым, «если бы вы являлись поборником строгого разделения церковных и государственных дел, думали бы, что американские дипломаты должны работать исключительно со светским обществом, то обнаружили бы огромные пробелы, которые невозможно иначе закрыть».

Последний яркий пример «взаимодействия дипломатии и религии» был продемонстрирован США и Ватиканом на Кубе. Конечно, неизвестно, чем еще закончится этот трудный путь диалога между Вашингтоном и Гаваной, но нельзя не признать сам факт прорыва после многолетней блокады. Отсюда рождаются многие вопросы. Не станет ли проблема «религиозной свободы» новым бронебойным инструментом для американской внешней политики? «Арабская весна» начинала взламывать Ближний Восток с помощью «демократических ценностей», однако в итоге все скатилось на уровень межрелигиозного и межэтнического противостояния. Современная Индия наряду с Пакистаном и Бангладешем является одним из трех наследников Британской Индии. А какие государственные образования могут унаследовать Дели, если слишком активная забота о правах религиозных меньшинств вдруг вызовет к жизни геополитические проекты по фрагментации страны по примеру концепции «Большого Ближнего Востока»? Об этом следует задуматься всем странам региона и особенно Китаю, который в стратегических планах иных американских геополитиков рассматривается как главный противник США в нашем XXI веке.