Переговоры контактной группы по урегулированию украинского кризиса в минском «Доме приёмов» завершились, участники мероприятия разъезжаются, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В мероприятии приняли участие представитель ДНР Денис Пушилин, представитель ЛНР Владислав Дейнего, представитель «новых властей» Украины пенсионер Леонид Кучма, руководитель украинской общественной организации «Украинский выбор» Виктор Медведчук, спецпредставитель ОБСЕ Хайди Тальявини и посол РФ на Украине Михаил Зурабов. Послы выступали посредниками, функция Медведчука осталась невыясненной — его участие ранее не анонсировалось.

По словам представителей Новороссии, итоговый документ подписать не удалось. Участники переговоров явно не желают сообщать подробности встречи. Она могла вовсе не состояться, т.к. «новые власти» Украины сорвали две встречи подряд — 30 и 16 января.

Перед субботним заседанием глава МИД Белоруссии Владимир Макей по поручению Александра Лукашенко провёл встречу с Кучмой и проинформировал его о позиции Лукашенко по урегулированию украинского кризиса. Пресс-служба МИД РБ привела также заявление Макея по итогам переговоров с Кучмой: «Мы считаем, что сегодня есть уникальный шанс прекратить кровопролитие и достичь мира и согласия на Украине. Мы будем ждать реакции наших партнеров на наши предложения. Эта реакция будет весьма показательной».

Сам Лукашенко 29 января в общении с журналистами сделал ряд заявлений по проблеме урегулирования украинского кризиса.

«Я не представляю пока других форматов для переговоров, нежели „минский“. Объясню: не потому, что это в Минске — нам, конечно, честь, что украинцы, ОБСЕ, Россия, представители ЛНР, ДНР приехали, ведут здесь диалог и прочее. Что действительно Минск прозвучал как площадка миролюбия, мира — это хорошо, но это не главное. Главное, чтобы там был мир. И здесь худо-бедно много достигли. Плохо, что в последний момент отошли от минских договорённостей, но, тем не менее, когда кто-то кого-то обвиняет, они всегда говорят: а как договорились в Минске, почему мы не делаем, как договорились в Минске? Т.е. здесь же уже приняты решения — если бы они были выполнены, худо-бедно там бы был мир. Пока они не совсем выполняются и в последние пару недель отметился отход от минских соглашений», — сказал Лукашенко.

«Появилась информация о новых форматах — нормандский там и прочее. Если хотим всё начать с нуля, и ничего потом не сделать — можно выдумывать новые форматы, можно в Астану ехать — никто не против. Астана площадку предлагает! Встаёт только вопрос: а чем не подходит минская площадка? Ну какой-то новый формат в Астане — зачем? Ведь к чему это приведёт: минский формат будет перечёркнут, договоренности, которые достигли в Минске, будут выброшены в помойку, появится новый формат, начинать с нуля — мы знаем, к чему это приведёт — начинать с нуля. И самое главное: предлагаемый формат, насколько я знаю — на уровне глав государств. Уже столько было встреч на уровне глав государств, столько заявлений, а на уровне глав государств точки соприкосновения и разделительные линии между силами не определяются — там будут общие политические заявления, их хватает. Просто соберутся, поговорят, разъедутся. Что потом? Новую будете контактную группу создавать? Зачем?», — продолжил Лукашенко.

Он отметил: «Я абсолютно убеждён и это знаю. Что сегодня президент Украины настаивает на соблюдении минского формата и тех договоренностей, которые были достигнуты в Минске».

По мнению Лукашенко, если в ходе боевых действий в Новороссии линия фронта изменилась, то «эту линию сегодня надо начертить». Он подчеркнул: «Надо сегодня, с учётом сегодняшнего договориться о линии фронта, скажем так». От новой или старой линии разделения конфликтующих сторон, считает руководитель постсоветской республики, «начнётся отвод вооружений — где на 120, где на 50 км вот этих вооружений, от которых погибают много людей».

Лукашенко рассказал об особенностях применяемых вооружений противоборствующими сторонами и сообщил, что лично готов чай, карандаши и ручки носить переговорщикам, лишь бы они договорились об отводе тяжелых вооружений. «Это и ДНР, и ЛНР, и Украина, и Россия поддерживают этот процесс. И это сегодня можно сделать. Более того — это нужно сделать, потому что затягивание войны — ни в чьих интересах, даже не в наших — я сказал, почему», — сообщил Лукашенко. Он подчеркнул, что альтернативы «минскому формату» нет. «Другого формата нет и вредно начинать переформатирование. Потеряем время и ничего не сделаем», — утверждает президент Белоруссии.

«Надо остановить эту войну, и немного для этого нужно — я в этом убеждён, я отвечаю за свои слова», — сказал Лукашенко, отметив, что кроме желания руководителей Украины, России, ДНР и ЛНР ничего не требуется. «Я уверен, что в течение двух лет (?? — ИА REGNUM) порядок уже можно было навести и кое-что восстановить», — заявил Лукашенко.

В тот же день пресс-служба МИД Белоруссии сообщила, что заседание контактной группы по урегулированию украинского кризиса состоится 30 января в Минске. Также 29 января Петр Порошенко провёл встречу с участниками контактной группы — спецпредставителем ОБСЕ послом Хайди Тальявини, послом Российской Федерации на Украине Михаилом Зурабовым и находящимся на пенсии экс-президентом Украины Леонидом Кучмой, который представляет на переговорах в Минске официальный Киев. Пресс-служба президента Украины сообщила, что Порошенко призвал их «безотлагательно провести консультации с подписантами минских договоренностей, практическим результатом которых должны стать решения о немедленном прекращении огня и отводе тяжелых вооружений от линии соприкосновения, зафиксированной в минском меморандуме от 19 сентября 2014 года».

В ДНР и ЛНР не считают Кучму должностным лицом с соответствующими переговорам полномочиями, а киевская хунта настаивает на присутствии в «минском формате» не полномочных представителей ДНР и ЛНР, а первых лиц республик. В свою очередь Александр Лукашенко переживает, что «казахстанский формат» перечеркнёт «минский формат» переговоров по украинскому кризису. Пока вопрос статусности выясняется, Донецк подвергается массированным обстрелам и люди гибнут.