В Музее электрического транспорта Санкт-Петербурга открылась выставка, посвящённая 120-летию ледового трамвая. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили сегодня, 2 февраля, в пресс-службе городского комитета по транспорту.

В феврале 1895 года по скованной льдом Неве побежали первые в городе пассажирские вагоны на электрической тяге. В честь знаменательной даты сотрудники Музея городского электрического транспорта подготовили специальную выставку, которая начинает работу 3 февраля. Посетители смогут увидеть уникальные экспонаты — чертежи, рисунки и макеты, которые открыты для всеобщего обозрения впервые.

Первые маршруты напоминали аттракцион «американские горки»: вагоны двигались по наклонно уложенным рельсам, разгоняясь под действием силы тяжести. Горожан перевозили с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. Но уже в следующую зиму миниатюрные открытые вагоны, рассчитанные на 20 пассажиров, заменил настоящий трамвай — на электрической тяге, как его стали называть, «ледовый трамвай».

Ледовые вагоны не сохранились, зато уцелели уникальные исторические чертежи: технические рисунки вагонов, схемы маршрутов и контактной сети. Шпалы и рельсы были уложены прямо по льду, вагоны получали питание от контактного провода, натянутого на деревянные столбы, вмороженные в лед. Переправой по льду Невы пользовались до 900 тысяч пассажиров за сезон. Перевозки открывали после официального разрешения речной полиции, замерявшей толщину и прочность льда. Первая линия такого трамвая проходила от Зимнего дворца до Мытнинской набережной, затем появился маршрут от Сенатской площади до Румянцевского сквера, впоследствии к ним прибавились ещё два: от Суворовской площади до Сампсониевского проспекта и от Суворовской площади до домика Петра I.

В музее представлены также исторические фотографии и подлинные цветные открытки начала XX века, на которых изображен ледовый трамвай. Ядро музейной экспозиции — макет, позволяющий составить полное представление о проекте «Товарищества для эксплуатации электричества М.М.Подобедова и Ко».

Любопытно, что ледовый трамвай появился в Петербурге вследствие хозяйственного спора. В 1880 году инженер Федор Пироцкий проводил на улицах Северной столицы России испытание двухэтажного коночного вагона, работающего при помощи электричества. Это и был первый российский трамвай. Однако начинанию стало противодействовать акционерное общество конно-железных дорог, обеспокоенное конкуренцией и возможным снижением прибыли. Поскольку этот перевозчик закрепил за собой юридическое право на строительство и использование рельсового транспорта на земельных участках города, свободными оставались только речные пространства. Так и появилось оригинальное техническое решение.

Ледовый трамвай ходил вплоть до зимы 1911 года — уже наряду со своим сухопутным собратом. С пуском обычного трамвая в Петербурге в 1907 году рентабельность электрических переправ по льду Невы стала снижаться, и они со временем прекратили свое существование.