На участке КАД «Горская — Приозерское шоссе» Ленинградской области намечается реконструкция — дорога будет расширена за счет внутренних полос, увеличится её пропускная способность и скорость движения автомобилей, а значит, и вредных выбросов они будут выделять меньше. Как сегодня, 9 февраля, сообщил корреспонденту ИА REGNUM руководитель Северо-Западного отделения организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук, активисты организации посчитали необходимым собрать экспертные мнения.

В результате экологическое сообщество разделилось на тех, кто считает, что проект не повредит природе, и их оппонентов — упрекающих руководство КАД в том, что не все возможное для природы сделано — в частности, в плане реконструкции дороги не предусмотрено создание переходов через неё для животных. Активисты «Зеленого креста» обратились к специалистам с просьбой рассказать, как сделать так, чтобы дороги со скоростным движением не становились непреодолимым препятствием для мигрирующих зверей.

«Да, для животных дорога — препятствие. Но и животное на дороге — угроза безопасности движения, — считает генеральный директор проектной организации „Эко-экспресс-сервис“ Владимир Жигульский. — Поэтому постройка переходов дороги для животных — не благотворительность, а необходимость. С другой стороны, нет никак правил, регламентирующих количество переходов, допустим, на 10 километров дороги. Проводятся исследования, отмечаются направления миграций. Потом планируются переходы — там, где они нужны. Но на реконструируемом участке КАД не было выявлено миграционных путей крупных животных. Поэтому там и не были сделаны проходы для них».

«Лучше всего, когда дорога проходит по эстакаде. Пространство под ней свободно и проходимо и для лосей, и для кабанов, — говорит председатель природоохранительной комиссии ЛОО РГО, кандидат биологических наук Владимир Сысуев. — Но пути миграции крупных животных в окрестностях большого города хорошо известны. Их вообще не так много. В помощи при переходе дороги нуждаются все же мелкие животные — ежи, лягушки, ящерицы, змеи и насекомые. Для них эстакад строить не обязательно. Достаточно сквозной трубы, оставленной в теле дороги, которая к тому же служит для сброса почвенных вод».

«В проекте КАД были предусмотрены проходы для мелких животных, амфибий, пресмыкающихся, — комментирует ситуацию Юрий Шевчук. — Это, во-первых, исторически сложившаяся сеть водотоков, проходящая под КАД; во-вторых, специально расширенные новые мелиоративные сооружения. Можно сказать, что эти проходы выполняют свою миссию — мы фактически не видим на КАД раздавленных автомашинами мелких животных. Возможно, в ходе реконструкции дороги эти проходы надо почистить. Что же касается требования проделать под дорогой туннель для кабанов, то могу сказать, что браконьеры с радостью воспользуются подобным „природоохранным“ сооружением, установят там ловушки, подреза или еще что-то подобное и изведут всё стадо».

«Кольцевая автодорога в данном районе отделяет заказник „Левашовский лес“ от жилых районов и промышленных зон, то есть несет еще и функции буфера, — говорит директор ГКУ „Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга“ Татьяна Ковалёва. — Заказники создаются не для отдыха населения, а для защиты интересов животных и растений. Так что в данном случае КАД даже способствует снижению антропогенной нагрузки, а, следовательно, и охране природы». «Если лисы из-за КАД не смогут подходить к жилым домам, только лучше, — добавляет Владимир Сысуев. — Они часто разносят бешенство и могут заразить домашних животных».

Несмотря на такое единодушие со стороны экспертов, активисты Северо-Западного «Зелёного креста» считают необходимым призвать проектировщиков дорог в будущем обязательно учитывать интересы обитателей лесов и полей, по которым они прокладывают свои трассы.