Как сообщает немецкая Spiegel Online, уже в 2015 г. Евросоюз намерен подписать меморандумы о взаимопонимании с Ашхабадом и Баку, которые должны стать частью пакета по повышению «устойчивости» снабжения Европы газом. Соответствующие документы уже подготовлены для Энергетического союза ЕС. Особенностью ситуации является то, что ранее такой пакет Евросоюз собирался разработать до 2016 г. с целью «укрепления стратегического энергетического партнерства со странами-производителями и транзитерами», к которым отнесены Алжир и Турция, Азербайджан и Туркмения, ряд стран Ближнего Востока и Африки. Пакет подразумевает также интенсификацию партнерства с Норвегией, США и Канадой.

Перенос сроков подготовки документов западные эксперты объясняют несколькими причинами. По данным Associated Press, Вашингтон оказывает давление на ЕС с целью потеснить Россию, сократить на 20% долю «Газпрома» на восточноевропейском рынке к 2020 г. США оказывают технологическую и политическую поддержку, в то время, как Евросоюз должен «взять на себя финансирование строительства новых газопроводов и терминалов для хранения сжиженного газа». Учитывая, что в начале февраля «Газпром» заявил о намерении увеличить экспорт газа в Европу примерно в полтора раза, до 650 млрд кубометров, складывается ощущение, что Брюссель пытается во что бы то ни стало сохранить транзит российского газа через Украину, «связав» этот вопрос с реализацией Минских соглашений по урегулированию украинского кризиса. Таким образом, Москву заставляют отказаться от решения перенаправить «Южный поток» в сторону Турции. Почему? Ведь «Турецкий поток» с экономической точки зрения не угрожает европейцам, которым будет нужно просто построить инфраструктуру к границе с Турцией, чтобы получать газ из России по текущим контрактам. Однако тогда Брюссель и страны Евросоюза утратят возможности для политического давления на Москву через «украинский фактор», а также «демократические» или «западные ценности».

Во время недавнего визита в Венгрию президент России Владимир Путин заявил, что «вернуться к проекту в его прежнем виде не представляется возможным», поскольку «были установлены договоренности с партнерами из Турции, а Анкара после Германии выступает в роли нашего второго европейского партнера, который закупает серьезные объемы газа». Правда, есть нюанс. «Газпром» сообщил, что с 1 октября этого года приступит к самостоятельной реализации морской части «Турецкого потока», а Турция, которая будет строить сухопутную часть маршрута, начнет работы 15 декабря. Предполагается, что газопровод начнет функционировать с 30 декабря 2016 г. После ввода первой нитки поставки через Украину будут полностью прекращены. Однако презентация энергетического хаба на турецко-греческой границе отнесена на будущее. Министр энергетики РФ Александр Новак уточнил, что «Россия пока не получала от европейских партнеров предложений по созданию в ЕС инфраструктуры для получения российского газа через Турцию». Но рассчитывать на получение таких предложений в существующей ситуации было бы несколько странным. Хотя бы потому, что Евросоюз, по оценке большинства экспертов, приступил к осуществлению новой энергетической стратегии, в которой «больше геополитики, нежели экономики».

Так, ранее презентованный проект Nabucco, предполагавший связать с Европой крупные месторождения природного газа в Каспийском регионе в обход России, как писала немецкая газета Handelsblatt, «завершился объявлением о последней арии в длинной политической опере». Проект получил политическую, но не финансовую поддержку со стороны США и Еврокомиссии, хотя было очевидно, что одного азербайджанского газа для заполнения трубы было недостаточно, участие Туркмении блокировалось из-за правового статуса Каспия, а подключение Ирана сопрягалось с выводом его из режима санкций. Кстати, тогда ЕК предлагала фирмам, участвующим в проекте Nabucco, приступить к альтернативному варианту: начать самостоятельное строительство терминала СПГ в Балтийском регионе. После отказа России от «Южного потока», в Брюсселе вспомнили о проекте Транскаспийского газопровода, соединяющего туркменскую газовую систему с инфраструктурой Азербайджана. Но даже в случае реализации этого проекта, после того как «Южный поток» превратился в «Турецкий», серьезно менялась диспозиция: российский газ в Турции не только конкурировал бы с азербайджанским и туркменским — все это полностью маргинализирует существующие энергетические позиции Баку в принципе.

Если учесть, что американские эксперты начинают рассматривать возможности подключения Ирана к обеспечению энергопоставок в Европу, то говорить о рентабельности TANAP c учетом себестоимость центральноазиатского газа вообще не приходится, хотя Еврокомиссия по-прежнему считает, что так называемый «Южный газовый коридор» для доставки газа в Европу из прикаспийского региона «играет ключевую роль в построении энергетической независимости региона в долгосрочной перспективе», для чего необходимо «сократить России пространство для маневра». Для этого необходимо, по мнению еврокомиссара по энергетике и климату Мигеля Ариаса Каньете, заключить «новый стратегический альянс с Турцией в сфере энергетики», который бы вводил Анкару в «единый строй с ЕС», то есть, ориентировал бы ее не в сторону «Турецкого потока», а TANAP.То есть, Турции предлагается выстраивать проекты повышения своего геополитического положения на Ближнем Востоке не через альянс с Россией, а через Азербайджан и Иран, предлагая поставки их газа в Европу через турецкие газопроводы. При таком сценарии можно было бы с помощью азербайджанского и иракского газа сократить долю российского газа если не во всей Европе, то в ее юго-восточной части. Эта комбинация выглядит просто: за участие в вопросах энергобезопасности Брюссель пообещает Анкаре обозначить конкретные сроки ее интеграции в ЕС, постаравшись их, правда, максимально отсрочить. Что касается Ирана, то хотя он сегодня не демонстрирует желания участвовать в антироссийских комбинациях, если Тегерану будет обещан вывод из режима санкций, завтра все может измениться.

На этом направлении игра уже началась. Турецкая Zaman предполагает, что России могут предложить пойти на усеченный проект «Турецкого потока» (поставки газа только в Турцию — С.Т.) при условии сохранения транзита через Украину взамен на отказ Евросоюза от санкций. "Европа жаждет реализации «Южного потока», — отмечает издание. — Как только проблемы между Россией и ЕС по причине напряженности на Украине будут улажены, Брюссель отменит антироссийские шаги, а оттуда недалеко до возобновления «Южного потока» и получения соответствующего разрешения от Болгарии. Суть дела не меняет то, что «Газпром» создал компанию для строительства нового трубопровода. На саммите в Минске результат был получен достаточно быстро, что можно объяснить еще и тем, что первым из плодов этого процесса способно стать желание вернуться к «Южному потоку». В свою очередь, бывший посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар, который сейчас руководит «Глобальным энергетическим центром», созданным в Вашингтоне под эгидой старейшего мозгового центра США — Атлантического совета (Atlantic Council), заявил турецкой газете Hurriyet, что в отличие от «Турецкого потока», TANAP уже «связан контрактными обязательствами», а «Турецкий поток» не является «помехой для транзита других ресурсов, которые через Турцию могут поступать в Европу, то есть, газа Северного Ирака, Восточного Средиземноморья, Туркмении, Ирана», хотя «если в Турцию будет поступать больше газа из России, это может повлиять на других поставщиков».

Есть одно «но», на которое обратил особое внимание Spiegel Online. Портал квалифицировал режимы в Баку и в Ашхабаде как «тоталитарные», намекая на «предстоящие там политические потрясения».Это означает, что Брюссель намерен для оказания давления в отношении этих двух стран задействовать политический инструментарий на случай, если они изменят свою энергетическую политику. Существует версия, согласно которой Москва, Баку, Ашхабад и Тегеран могут выйти на проект создания общей газотранспортной инфраструктуры и перестанут выступать конкурентами друг с другом, что выглядит не только экономически выгодным, поскольку позволяет согласовывать возможные объемы и направления газа на экспорта, но и гарантирует геополитическую стабильность в регионе Каспия и снимает с повестки дня проблему строительства «политизированных» обходных газопроводов, на чем настаивает ЕС. В таком случае из игры может быть выведена Турция, поскольку вместо хаба на турецко-греческой границе появится евразийский газовый узел в Закавказье. Возможно, именно поэтому ЕС спешит выстраивать «стратегическое энергетическое партнерство с Азербайджаном и Туркменией», форсируя подписание с ними так называемого «меморандума о взаимопонимании».

Еврокомиссия плетет «широкие геополитические кружева» от Украины до Каспия. Но она, как говорит постпред России при ЕС Владимир Чижов, «имея семь пятниц на неделе, выстраивая неуклюжие комбинации из серии многоходовок», часто сама запутывается в них. Так что посмотрим, чем на сей раз завершится ее «каспийская комбинация».