Подарочный альбом «Эстафета памяти. 1941-1945 годы», изданный при поддержке правительства Подмосковья и «Единой России», следует уничтожить и переиздать, заявил корреспонденту ИА REGNUM председатель химкинской общественной организации бывших несовершеннолетних узников фашизма Владимир Иосифович Прищепа.

Бывшие узники фашизма

Кроме того, что в дорогом официальном издании, посвящённом битве за Москву, забыли упомянуть Химки, он рассказал о том, как ветеранов не пустили на презентацию книги, и о том, как бывшие узники концлагерей через 15 лет дождались своего помещения — в полуподвале.

«Большой красочно оформленный альбом „Эстафета памяти. 1941-1945 годы“ „посвящается воинам Красной армии, стоявшим насмерть на подступах к столице, и тем, кто не щадил себя, работая в тылу“, — рассказал Владимир Иосифович. — В книге представлены материалы о памятниках и захоронениях на подмосковной земле советских воинов, погибших в битве за Москву. Книга издана тиражом 1000 экземпляров при поддержке Всероссийского союза ветеранов, регионального отделения „Единой России“ и министерства физической культуры, спорта и работы с молодёжью Московской области. На форзаце издания упомянуто правительство Московской области и размещён портрет губернатора Андрея Воробьёва с его автографом и обращением к читателям.

В оглавлении перечислены подмосковные города в алфавитном порядке, от Балашихи до Электростали. Когда мне в руки попала эта книга, я стал искать Химки — и не нашёл. В союзе ветеранов предположили, что, может быть, издадут продолжение.

Я позвонил на горячую линию городской администрации. В отделе по работе с общественностью тоже обеспокоились и спросили, что я предлагаю. Я считаю, что распространение этой книги должно быть прекращено. По сути дела, она должна быть просто уничтожена. Следует издать новую книгу, включив в неё Химки. И может быть, пропущены ещё какие-то города.

Если школьник начнёт листать этот альбом, он придёт к выводу, что Химки вообще ни при чём. Сказать, что эта книга вызывает у меня недоумение, — это слишком вежливо. Это очень яркий пример крайнего формализма.

В Российском союзе ветеранов, в Москве, на Гоголевском бульваре, в январе устроили презентацию этой книги. Я узнал об этом случайно, созвонился с одним из ветеранов, и он меня туда пригласил. Но когда я туда приехал, меня туда отказались пускать, потому что меня не оказалось в списке приглашённых. Документы председателя организации узников на охранников не подействовали. Кроме меня, туда не пустили ещё нескольких ветеранов, приехавших из подмосковных городов. До тех пор я думал, что в союз ветеранов может прийти любой ветеран. Даже когда я попросил позвать какого-нибудь начальника, пришёл начальник и сказал: „Нет. Вас нет в списках“.

Нашей организации 16 лет, и все эти годы никакого помещения у нас не было. Так что мы были довольны, когда около года назад у нас появилась своя комната в 25 кв.м в цокольном этаже. Кроме нас, в соседних комнатах размещаются городские организации ветеранов, репрессированных, диаспоры и другие. Я в шутку говорю соседям, что они жертвы незаконных репрессий, а мы — законных, поскольку нас репрессировали в соответствии с законами Третьего рейха. Но они моего юмора не разделяют.

Наша организация объединяет примерно 200 человек. 16 лет назад нас было около 400. Только в марте-апреле 2014 года у нас умерло семь членов организации. Лишь один из нас преодолел 90-летний рубеж. Самый молодой родился в 1944 году, там. Все наши участники живут в разных районах.

Мы создали свой интернет-сайт, на мои деньги, мне помогла дочь. На обновление сайта в последние два года не хватает денежных средств. Время от времени я прошу у городской администрации какие-то деньги — и нам их выделяют. Тысяч пять в год, на бумагу, на краску для ксерокса.

Без помещения невозможно организовать работу, негде собраться. Когда администрация приглашает нас, например, на субботник, мы стараемся в них участвовать по мере сил. Как правило, мы работаем на территории нашего парка — собираем листву, мусор и складываем в большие мешки. В последний раз мы собирались 15 февраля — отмечали День памяти воинов-интернационалистов. От нас было порядка 15 человек. Но не все у нас могут ходить, есть и лежачие.

Мы записываем воспоминания бывших узников и детей войны. Надеемся составить видеотеку, издать книгу или серию брошюр карманного формата. Возможно, удастся составить совместный сборник воспоминаний с нашими одногодками из Германии: мы поддерживаем контакты с организацией из Дрездена, которая оказывает помощь советским, русским ветеранам. Ничего нового мы такой книгой не скажем, но, как показывают последние события, думаю, это будет полезно. Мы хотели бы принести максимальную пользу обществу. Кстати, приглашать кого-то в наше полуподвальное помещение возле туалета, с затяжным ремонтом, просто неудобно. Но у нас есть хоть что-то. А у центральной организации бывших узников в Москве своего помещения так и нет».

***

Администратор проекта «Эстафета памяти», член Союза журналистов Подмосковья Энвер Софинов рассказал химкинскому изданию «Все в курсе», что необходимая информация не была предоставлена администрацией Химок.

Напомним, осенью 2014 года в Химках сменилось руководство администрации.