Мировые информационные агентства сообщают об очередном нападении «Исламского государства» на христиан. По данным «Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека», джихадисты совершили нападение на поселение в мухафазе Хасеке на северо-востоке Сирии и похитили по меньшей мере 90 христиан. Боевики потребовали освободить членов своей экстремистской группировки из рук курдов в обмен на заложников, в противном случае похищенные будут казнены. «До нас нет никому дела, — заявил в интервью ватиканскому информагентству Agenzia Fides сирийский католический архиепископ Жак Бехнан Хиндо. — Американские бомбардировщики летали над этим районом несколько раз, но не вмешивались. Нет никакой помощи от Красного Полумесяца и со стороны правительства Сирии, возможно, потому, что речь идет о христианах». Но кого именно похищали джихадисты — христиан или ассирийцев, какая из идентичностей жителей мухафаза Хасеке была для них первичной?

Риторика «Исламского государства» не обязательно должна совпадать с их реальными намерениями. Сегодня складывается впечатление, что для внешнего мира пропаганда боевиков все чаще и чаще использует «христианский фактор», хотя на месте, во внутреннем мире, их мотивация носит прикладной характер, логичный с точки зрения планирования локальных боевых операций. Если посмотреть на то, как освещается деятельность «Исламского государства» западной прессой, то в новостях появляются сообщения о том, как джихадисты сожгли христианскую церковь, похитили или демонстративно убили христиан, выложив видео в мировых социальных сетях. Последний пример — казнь 21 египетского копта-христианина в Ливии, которая получила известность после того, как боевики опубликовали ролик в своем блоге в Twitter. Пока что одними из немногих на Западе, кто принимает эту подачу, являются Ватикан и католическое сообщество. Святой престол, куриальные сановники и епископат, общественные организации и СМИ постоянно призывают глав государств вмешаться в ситуацию. После зверского убийства коптов в Ливии государственный секретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин на встрече с делегацией Итальянской Республики призвал «вмешаться как можно раньше», уточнив при этом, что «любое вмешательство вооруженных сил должно происходить в рамках международного права».

Однако Европа в минимальной степени вовлечена напрямую в боевые действия против «Исламского государства» на Ближнем Востоке. В отличие от США, чья позиция зачастую выглядит противоречивой. По мнению директора Центра религиозной свободы Института Хадсона Нины Ши, президент Барак Обама демонстрирует «безрассудное» нежелание воспринять ближневосточный конфликт в религиозных категориях, что необходимо для формирования американской внешней политики. «Мы должны понимать, что это религиозное сражение, которое ведется группой, которая самостоятельно определяет себя как исламская», — заявила Ши. Есть различные ответы на этот вызов, отмечает она, один из них заключается в поддержке умеренных мусульманских лидеров, которое борются с «Исламским государством» — как египетский президент ас-Сиси, король Иордании Абдалла II и курды; мы должны помочь им, вооружить и обучить их, в том числе и силы нигерийского правительства.

Но главное, на наш взгляд, в другом. В американском общественно-политическом пространстве существует дискурс в отношении сложившейся исторически мусульманской общины. В отличие от других диаспор основу американской мусульманской общины составляют не этнические, языковые или географические компоненты, а исключительно принадлежность к исламу. При этом большинство мусульман, проживающих в США, не арабского происхождения, а значительная часть американских арабов и выходцев с Ближнего Востока — это христиане и иудеи из Ливана, Израиля, Йемена, Сирии и Ирака. Поэтому любое неосторожное заявление Белого дома в отношении радикального исламизма может сработать бумерангом: вне в отношении Ближнего Востока, а вовнутрь — США. К тому же, по мнению директора Центра мусульмано-христианского взаимопонимания при Джорджтаунском университете Джона Эспозито, «ислам — наиболее быстро растущая религия в Соединенных Штатах по числу последователей, на которых оказывают политико-психологическое давление такие острые этнополитические конфликты, как недавние гражданская война в Ливане, война в Ираке, в Афганистане, а теперь и фактор ИГИЛ».

Вот почему президент США Обама пытается меньше воспринимать события на Ближнем Востоке в «религиозных категориях». Так, в заявлениях о терактах в Charlie Hebdo и Hyper Cacher Обама и госсекретарь Джон Керри использовали такие понятия, как «терроризм» и «экстремизм», но не сказали ни слова о джихадизме, исламизме и радикальном исламе. В этой связи американский консервативный публицист Патрик Бьюкенен обращает внимание на высказывания хозяина Белого дома во время Национального молитвенного завтрака: «Перечислив все ужасные деяния „Исламского государства“, „Аль-Каиды“, и „Боко Харам“, президент решил, что его перечень преступлений, совершенных во имя ислама, будет односторонним, если не дать оплеуху этим, сидящим напротив него, надменным христианам». То есть Обама пытается демонстрировать политику «равноудаленности» по отношению к религиозным конфликтам во всем мире и переводит проблему в сферу «технической», а не идеологической борьбы с радикальным исламизмом. Более того, он пытается еще и найти возможности каким-то образом интегрировать эту позицию в осуществление стратегии США в масштабах всего Ближнего Востока, так, чтобы не мешать в одну кучу ислам и терроризм, но и не развалить существующие стратегические альянсы.

Кстати, в Европе проживает также немало мусульман. По данным социологов, к 2020 году в некоторых странах ЕС их численность может достигнуть от 8 до 20% от общего числа населения, и, как пишет одно европейское издание, "нужно быть готовым называть Европу «Еврабией». Поэтому, когда новый посол США по вопросам религиозной свободы раввин Дэвид Саперштейн заявляет о «тревожащих его тенденциях», а именно о жестокостях в отношении христиан на Ближнем Востоке, но с проекцией на устойчивый рост в Западной Европе антимусульманской и антисемитской риторики, это не может не настораживать, поскольку речь идет о потенциальном межэтническом и межконфессиональном конфликте уже в Европе. Именно этот фактор теоретически создает тактические и идейные преимущества для «Исламского государства» для абсорбирования в своих рядах выходцев из европейских стран. Поэтому когда одновременно с этим ИГИЛ своими демонстративными действиями провоцирует ЕС, говоря ему — вы называете себя христианами, ваши страны имеют христианские корни, а ваши предки организовывали «крестовые походы», так почему же сейчас вы бездействуете, когда мы на Ближнем Востоке убиваем ваших единоверцев, — за этим стоит крупномасштабная провокация и комбинация, которая строится на ошибках Запада в отношении выстраивания своей «исламской политики».