Политический кризис: «Доны молдавской мафии наняли на работу премьером очередного консильери». Российское эмбарго: «Додон превращается в смотрящего от Россельхознадзора в Молдавии».

Политический кризис: «Доны молдавской мафии наняли на работу премьером очередного консильери»

На днях Папа Римский Франциск в очередной раз сделал мафии предложение, от которого обычному итальянцу трудно отказаться: понтифик призвал донов и их подручных покаяться и вернуться в церковное лоно, пишет «Панорама». Папа, правда, поставил условие: мафиози должны перестать служить злу. Это не первый подобный призыв Папы к гангстерам. Предшественники Фрациска тоже заклинали их бросить свое грязное дело и вернуться к честной жизни, а тех, кто не внимал таким предложениям, даже отлучали от церкви. Последний призыв Франциска был обращен к калабрийской ндрангете, которая ведет преступный бизнес в 30 странах, а оборот этого бизнеса оценивается в 53 миллиарда евро в год, что равно 3,5 процента экономики Италии. Трудно просто так отказаться от таких денег даже ради Папы Римского.

Новость об обращении Франциска к мафии совпала по времени с первыми днями работы нового правительства Молдавии во главе с Кириллом Габуричем, продолжает «Панорама». По традиции, нового премьера не принято критиковать в первые сто дней его деятельности. Считается, что трех месяцев достаточно, чтобы глава правительства предпринял шаги, по которым можно судить о серьезности его намерений и способностях эти намерения реализовывать. Пока ясно одно: «доны» молдавской мафии наняли Габурича на работу в качестве очередного «консильери». Предыдущий «консильери», Юрий Лянкэ, попытался стать главой правительства, но не получилось — его просто убрали.

Лишенный каких-либо реальных рычагов власти, подчиненный донам, зажатый со всех сторон их подручными, полностью зависимый от их поддержки в парламенте, не имеющий собственной опоры в Кабинете министров, члены которого подчиняются напрямую своим партийным боссам, Габурич начал свою деятельность, в общем-то, правильно, с попыток решать вопросы, которые затрагивают большинство людей — ситуация на валютном рынке, цены на хлеб и лекарства, тарифы на коммунальные услуги, весенняя посевная, пишет «Панорама». «Не стреляйте в пианиста — он играет, как умеет, — говорят сторонники Габурича. — Он честный, грамотный менеджер. Пройдет время, он окрепнет, и еще покажет, на что способен». Цены, тарифы, курс лея и посевная — это все логично и хорошо. Но если не сейчас, то через сто дней Габурича спросят, а способен ли он хотя бы подступиться к более важным вопросам, прежде всего, борьбы с коррупцией и обеспечения устойчивого экономического и человеческого развития.

Эта власть называет себя «проевропейской», продолжает «Панорама». С этим как бы согласился и сам Габурич, хотя невооруженным взглядом видно, что, в отличие от Лянкэ, для которого «евроинтеграция» — это идея-фикс, в которую он фанатично верит, для нового премьера разговоры о «евроинтеграции» — это скорее ритуал, за которым реально ничего не стоит. Положено произносить такое нелепое словосочетание — «евроинтеграция Молдавии», — он его тоже повторяет вслед за боссами, для которых это вообще пустой звук. Но реальная забота премьера — не свалиться бы в пропасть.

Западные партнеры, от которых зависят и молдавские боссы, в один голос говорят, что борьба с коррупцией — это главная задача кишиневской власти, пишет «Панорама». Мнение этих партнеров важно, потому что от них во многом зависит, упадет или нет в пропасть эта власть. Никакой внутренней легитимности у боссов нет, народ их тихо ненавидит, их власть держится на способности внушать страх, обманывать сограждан и шантажировать «партнеров по развитию». Но эти партнеры тоже должны задать самим себе простой вопрос: «А понимаем ли мы, что одновременно поддерживать кишиневских бандитов и требовать от них борьбы с коррупцией невозможно?» Мафиозные боссы, которые суть молдавская власть, и есть главный источник коррупции. Или вы поддерживаете эту власть, или вы боретесь с коррупцией. Или, как это происходит сейчас, просто морочите гражданам Молдавии головы, изображая из себя европейских борцов с донами, которых сами и поддерживаете, как боссы всех боссов.

Первой проверкой серьезности намерений и способностей Габурича станет расследование истории с кражей одного миллиарда евро из молдавских банков (власти Молдавии расследуют вывод из ряда банков страны в ноябре 2014 года около 1 млрд евро — прим. ИА REGNUM), продолжает «Панорама». В этой афере века замешаны все те боссы, которые наняли его в консильери. Им трудно просто так отказаться от таких денег даже ради «евроинтеграции». По предложению оппозиционной Партии социалистов в парламенте создана комиссия по расследованию этой банковской кражи, но все руководящие посты в этой комиссии поделили между собой представители партий власти — ЛДПМ, ДПМ и ПКРМ. Может получиться так, что те, кто ищет украденные деньги, и те воры, которых они ищут — это одни и те же люди, а Габурич в этой истории окажется просто статистом, никому не нужным пятым колесом в «телеге» расследования, которая сломается, даже не отправившись в дорогу.

Нанятые молдавскими властями для помощи в расследовании английские сыщики из компании Kroll могут и найти какие-то банковские проводки и офшорные счета, но они не в состоянии обеспечить легальные процедуры по возвращению этих денег и наказанию виновных, пишет «Панорама». Процедуры должны обеспечить молдавские правоохранительные и судебные органы, но они находятся под контролем тех самых донов, которые и украли эти деньги. А перед тем, как избавиться от Лянкэ, они замазали и его этой схемой, заставив подписать секретное решение о выделении из казны милилардов леев банкам, которые купили на эти леи валюту, тоже из госрезервов, и вывели ее за рубеж. Эта операция и стала спусковым крючком падения курса лея (в ходе биржевых торгов 17 февраля курс доллара к молдавскому лею за один день вырос более чем на 17,2% — с 20,5 леев до 24 леев за $1. В обменных пунктах Кишинева курс доходил до 27 леев за доллар. 19 февраля курс молдавского лея приостановил падение и относительно стабилизировался на уровне около 18-19 леев за $1 — прим. ИА REGNUM). В чем миссия Габурича — «подмести» за донами, спрятав мусор под ковер, или найти и наказать реальных протагонистов этой аферы — станет ясно даже быстрее, чем за сто дней.

Другим важным испытанием для нового премьера станет (должно стать) возвращение Молдавии репутации демократического государства, которая была грубо растоптана донами на парламентских выборах, продолжает «Панорама». Если Габурич будет заниматься только хлебом насущным, посевной и уборочной (что само по себе замечательно), а его боссы в это же время будут и дальше гнобить в тюрьмах политических заключенных (В начале февраля в ПАСЕ признали наличие в Молдавии политзаключенных и призвали немедленно освободить четверых оппозиционных активистов, обвиняемых в «подготовке дестабилизации ситуации в стране». Позже молдавский суд изменил меру пресечения для троих из них, однако впоследствии, причем как раз на второй день после утверждения правительства Габурича, снова арестовал одного из ранее освобожденных активистов. Таким образом, двое политзаключенных в Молдавии по-прежнему остаются под стражей — прим. ИА REGNUM), фальсифицировать и красть выборы, снимать с них своих конкурентов, не останавливаться ни перед чем ради удержания своей мафиозной власти — такой премьер будет выглядеть даже не консильери, а простым соучастником. Ничего личного, только бизнес, подводит итог издание.

Парламент выбрал правительство, пишет «Независимая Молдова». Со скрипом, с недовольством, просто потому, что другого способа выползания из тупика не проглядывается. Премьер Габурич произвел приятное впечатления и, может быть, даже хорошо, что он был отрезан от молдавской действительности (в 2012 — 2014 гг. Габурич работал главой азербайджанской компании Azercell — ИА REGNUM).

Состав нового правительства, который почти под копирку повторяет состав старого Кабинета министров, не внушает оптимизма, он показал тотальный дефицит кадров у демократов и либерал-демократов, продолжает «Независимая Молдова». Но от этого правительства никто не ждет полета в космос. Правительство Габурича должно стабилизировать ситуацию в стране. Мало кто ждет от этого Кабинета министров экономического или социального прорыва. Но стране было необходимо хоть какое-то правительство. Свободное падение лея, резкое подорожание продуктов, паника и пустые прилавки некоторых магазинов не оставляли времени для маневра, ситуация выходила из под контроля. Последствия могли быть трагическими. Даже сейчас еще рано полностью исключать трагический сценарий, но шансы на реализацию оного значительно снизились.

В Бельгии не было правительства более двух лет, и никто не почувствовал, поскольку там система отлажена столетиями (Королевству Бельгия меньше 200 лет — ИА REGNUM), пишет «Независимая Молдова». В Молдавии все по-другому. Семь месяцев без функциональных органов власти привели страну в состояние коматозного ожидания коллапса.

Основная проблема молдавской политики сегодня заключается в отсутствии альтернативы, продолжает «Независимая Молдова». Трудно назвать альтернативой те некоторые политические силы, которые строят свою повестку дня вокруг мифологии досрочных выборов. Дескать, досрочные выборы спасут страну от мафии, досрочные выборы — панацея от всех бед Молдавии. Ну разве это альтернатива? Концепция эта мифологическая потому, что эти политики не предлагают никаких идей, у них нет идеологии, а лишь лозунги. Те, кто сегодня кричат о досрочных выборах, спекулируют на примитивизации общества и стимулируют не столько протестные настроения, сколько раздирающие наше общество противоречия.

Эти крики ничего не напоминают? — пишет «Независимая Молдова». Вспомните, как все мы ждали выборов 30 ноября, считали их спасительными, были уверены, что они принесут перемены к лучшему, что они все изменят… Но настало время крикунов, которые призывали кто на Запад, а кто на Восток. Предвыборная кампания, построенная на технологии примитивных лозунгов и разделении общества, закончилась феодализацией и раздробленностью политических элит. Уже 1 декабря стало ясно, что система победила государство. Результаты выборов, при всех фальсификациях, выразили настроения в обществе. Молдавское общество раздроблено, подавлено, оболванено. Досрочные выборы не дали бы ничего, кроме углубления хаоса, беспредела в банковской системе, дальнейшего раскола общества и развала страны.

Для того, чтобы спасти государство, надо разрушить систему, продолжает «Независимая Молдова». Сможет ли сделать это улица? Сегодня не сможет, поскольку взывают выйти на улицу примитивные политические силы, не способные предложить созидательную программу. Сегодня как никогда легко будет разрушить последние остатки основания государства, и на его месте не появится ничего, может быть лишь какая-то румынская химера.

Остается надежда, надо признать, достаточно слабая, что эту систему можно изменить политическими методами, пишет «Независимая Молдова». Остается надежда на то, что сыграет жизненно важный фактор государственного инстинкта самосохранения, который сумеет подавить хаос и жажду беспредельной наживы. Ситуация очень сложная. Хороших решений просто нет. Но государство должно сохраняться, функционировать. И тогда сохраняется шанс на улучшение качества политических элит. В противном случае — нет шансов, хаос разрушит все, подводит итог печатное издание Партии коммунистов Молдавии.

Одна из причин нынешнего политического кризиса, который стремительно углубляется, была недвусмысленно сформулирована уже бывшим кандидатом в премьеры Юрием Лянкэ, сразу после того, как его правительство не было утверждено парламентом, пишет IPN. Правительство меньшинства не является выходом, потому что оно не имеет поддержки парламентского большинства, заявил он. Успех правления и, соответственно, европейской интеграции, подчеркнул Лянкэ, зависит не столько от имени премьера, сколько от качества и надёжности поддержки правительства парламентом, в том числе в деле проведения реформ и приверженности курсу европейской интеграции.

В число других, находящихся на поверхности, очевидных причин кризиса входит низкая способность политического класса, в частности, проевропейских партийных лидеров вести переговоры, идти на компромиссы и отличать важные вопросы от второстепенных, отвечающие общим интересам — от представляющих частные, личные или групповые интересы, продолжает IPN. Либо, если даже теоретически у них имеется эта способность, у них нет необходимой политической воли для её применения. Элементом и одним из проявлений дефицита упомянутой способности и политической воли служит атмосфера полной непрозрачности, в которой проходили так называемые переговоры о коалиции после ноябрьских выборов, завершившиеся полным провалом. Все лидеры указанных партий приняли этот стиль общения между собой и с обществом и хорошо себя ощущали в его рамках, и в этом отношении ответственность лежит на всех. Жаль, что ни одному из них даже инстинкт политического самосохранения не подсказал того, что повышение прозрачности переговоров даст им преимущества, как в отношениях с партнёрами по диалогу, так и с обществом.

В конце концов, объявленными пунктами расхождений, из-за которых не удалось создать проевропейскую коалицию в формате ЛДПМ — ДПМ — ЛП, стали: 1) позиция в отношении распределения должности президента страны; 2) позиция в отношении способа назначения генерального прокурора; 3) позиция в отношении нейтрального статуса Республики Молдова и перспективы присоединения к НАТО; 4) позиция в отношении необходимости административно-территориальной реформы; 5) контроль над министерством транспорта и дорожной инфраструктуры. Быть может, имелись и другие нестыковки, но эти были самым важными и упоминались чаще всего, пишет IPN. Причём абсолютно по всем указанным пунктам общий язык не нашли ЛП и ДПМ. В своих требованиях, намеренно или нет, ЛП вторглась практически исключительно на поле ДПМ. Доказательством тому служит и жёсткий, бескомпромиссный тон лидера ДПМ Мариана Лупу, который он использовал всякий раз, когда комментировал перечисленные требования ЛП. Это очень красноречивое свидетельство, учитывая тот факт, что подобный резкий тон не свойственен ни Лупу, ни ДПМ в целом. Это как нельзя лучше показывает, что ЛП затронула нервные центры ДПМ, то есть интересы демократов. В отличие от ЛДПМ, тон и позиция которой почти по всем пяти пунктам находится гораздо ближе к позиции либералов — опять же, в силу разнообразных причин и интересов.

При этом надо признать, что главной опасностью для курса европейской интеграции, опасностью, которая объединяет в себе многие, если не все угрозы, подстерегающие Республику Молдова на данном этапе, являются досрочные парламентские выборы, продолжает IPN. Они могли бы случиться, если бы не было утверждено новое правительство, пусть даже миноритарное, даже на несколько месяцев, в течение которых будут приложены дальнейшие усилия по формированию проевропейской мажоритарной коалиции. А это, в свою очередь, может произойти, если до тех пор не будут сожжены все мосты. Произошедшее же до сих пор случилось потому, что две из трёх проевропейских партий (ДПМ и ЛП) создают впечатление того, что им не страшны досрочные выборы, или что они готовы их спровоцировать прямо сейчас или в ближайшем будущем, лишь для защиты собственных интересов и победы над партнёрами-соперниками. Поэтому они готовы натягивать струну до предела, пока она не лопнет.

Несмотря на то, что ЛДПМ в настоящее время имеет самое большое количество мандатов в парламенте среди проевропейских партий и признана лидером возможной проевропейской коалиции, она в то же время имеет менее завидную позицию, особенно с точки зрения перспективы досрочных выборов, пишет IPN. По разным причинам, ее вес и ресурсы сокращаются, но при определенных условиях это может стать проблемой не только для ЛДПМ. Если сейчас проевропейская коалиция может собрать максимум 54 мандата из 101, то после неудачных хотя бы для одной из этих трех партий досрочных выборов, шансы создания европейского правительства сведутся к нулю, потому что ни одна из двух других партий не в состоянии возместить потери сейчас. А другие политические игроки с государственным и проевропейским потенциалом, к сожалению, на данном решающем этапе для европейской интеграции не просматриваются.

Такая ситуация обязала ЛДПМ принять участие в правящем миноритарном альянсе, а из двух возможных партнеров (ДПМ или ЛП) выбрать партию с наибольшим количеством мандатов, объединив вместе 42 голоса, продолжает IPN. Соответственно, с большими шансами продолжить европейский курс, пусть и неуверенный на данный момент. Какой смысл был бы, если бы ЛДПМ выбрала ЛП в партнеры, со всего 36 мандатами в общем зачете и полным отсутствием шансов привлечь другие голоса чтобы разблокировать работу парламента и сформировать правительство, способное хотя бы предоставить стране передышку?

Более уверенный европейский курс, который неизбежно означает развитие страны путем реформирования, может продолжить мажоритарная, квалифицированная коалиция, пишет IPN. Для этого каждый из трех акторов должен сделать шаг назад, должны возобновиться прозрачные переговоры, возможно, с участием молдавских и зарубежных наблюдателей, возможно, в присутствии прессы. Если, конечно, до тех пор крах лея, полномасштабный рост цен и потеря европейского финансирования не выведут людей на улицу, а «шах» не превратиться в «мат» для проевропейских партий, а вместе с ними и для европейской судьбы страны, подводит итог издание.

Результаты последних опросов общественного мнения показывают четкую тенденцию — левый фланг улучшает свои показатели в рейтинге предпочтений электората, тогда как правоцентристские партии «теряют очки», пишет Tribuna. Можно прийти к выводу, что в случае новых выборов силы левого толка вместе наберут простое большинство, а правоцентристские партии останутся в оппозиции.

Спаду рейтинга ЛДПМ, ДПМ и ПКРМ есть объяснение, продолжает Tribuna. Первые два политических формирования в последние месяцы были задействованы в масштабном процессе переговоров, пытались определить оптимальные решения для дальнейшего управления страной. Скандалы, которыми ознаменовался этот процесс, вкупе с явным ухудшением социально-экономической ситуации в стране, сказали свое слово, поэтому представляется логичным, что эти партии теряют в плане имиджа и рейтинга.

Коммунисты утратили свой рейтинг из-за того, что они слишком сильно приблизились к правоцентристским партиям, с которыми неоднократно «заигрывали», и их электорат «наказал» за подобное поведение, пишет Tribuna. Тем более, что и оппоненты коммунистов с левого фланга тоже воспользовались представившимся случаем и нанесли им еще несколько болезненных ударов.

Рейтинг либералов, напротив, растет, и объяснение этому еще проще — их процент вырос благодаря принципиальной позиции по отношению к ЛДПМ и ДПМ, продолжает Tribuna. Вместе с тем, они упустили другую часть электората, которую могли бы привлечь на свою сторону. Это объясняется тем, что часть демократического электората обвиняет либералов в том, что именно из-за них, а вернее из-за их непреклонности, сорвалась попытка создать новую проевропейскую правящую коалицию.

Так или иначе, но по сравнению с выборами, которые состоялись 30 ноября 2014 года, демократический лагерь в случае новых выборов потеряет несколько депутатских мандата, и именно они могут склонить чашу весов в пользу левых сил, которые в случае досрочных выборов могут прийти к власти, пишет Tribuna. Исходя из этого демократическим и проевропейским партиям следовало бы задаться некоторыми вопросами и принять определенные решения насчет своего дальнейшего поведения, подводит итог издание.

«Молдавские ведомости» публикуют интервью политического аналитика Николая Киртоакэ.

МВ: Ваш прогноз: что ожидает страну в ближайшее время?

Н.К.: Ничего утешительного. Мы попали в западню олигархического капитализма, в рамках которого сложились и «правят бал» несколько олигархических по своей сути группировок. Поскольку уровень политического самосознания народа довольно низкий, электорат позволяет собой манипулировать, и олигархические партии снова пришли к власти. Более того, система продолжает укрепляться, вопреки и несмотря на бодрую проевропейскую риторику политкукол этих политических формирований. Существует хрупкое парламентское меньшинство, которое поддерживается Партией коммунистов в силу каких-то скрытых интересов, которые наверняка проявятся со временем. Скобки ПКРМ до сих пор не раскрыла. Хитрый ход с выдвижением правительства во главе с совершенно никому неизвестным Кириллом Габуричом придумали три Владимира — Плахотнюк, Воронин и Филат. Они сделали шаг назад от власти, пустив на передовую удобных для них исполнителей, предложенных двумя партиями этого триумвирата — ЛДПМ и ДПМ. К сожалению, складывается впечатление, что, как и прежде, все сводится к одному — контролю над финансовыми потоками государства. Под эти цели выстраивается и удобное правительство. Это не означает, что снимается фундаментальное противоречие между ними. У ПКРМ появилась возможность путем политического давления и прибегая к шантажу вынудить альянс ЛДПМ-ДПМ соглашаться на их условия игры.

МВ: Общество поделено на две почти равные части. Одни утверждают, что нам следует ориентироваться на Восток, другие — на Запад

Н.К.: Мы живем одновременно в трех параллельных пространствах. Первое — это то, во что верит народ во время избирательной кампании. Перед прошлогодними ноябрьскими выборами нас снова развели. Одни политики убеждали в необходимости идти на Восток, другие уверяли, что Европа нас ждет с открытыми дверьми (Молдавия и есть Европа — ИА REGNUM), что завтра-послезавтра мы интегрируемся, чуть ли не заявку подаем на вхождение в ЕС. На самом деле, нас нигде не ждут, а всюду могут использовать. Тех, кто ориентируется на восточное сотрудничество, запугали идеей интеграции с Европой — это якобы чревато потерей государственности и объединением с Румынией. Другую часть электората, так называемой демократической направленности, запугали тем, что Додон, социалисты и Ренато Усатый ведут нас в «таежный» союз. Люди попали в виртуальное пространство электоральных лозунгов и откровенных манипуляций — результат работы массы людей, которые обслуживают ведущие партии, обладающие мощными финансовыми ресурсами и цинично использующие современные электоральные технология для достижения цели — сохранения власти. Второе пространство — борьба партий за влияние и власть. Называясь якобы политическими, без четких политических доктрин и стратегий развития страны, они прибегают к популизму и пустопорожним обещаниям, к огульной пропаганде и дискредитации противников, создавая иллюзию политического соперничества и решения текущих проблем. Вместо реальной политической действительности, борьбы идей и ответственного подхода к проблемам, с которыми сталкиваются большинство граждан, нам предлагается очередной акт театра абсурда с явными элементами провинциального балагана. В третьей плоскости действуют олигархи, их приближенные и лакеи, а также хорошо выстроенные структуры, которые озабочены лишь тем, чтобы перенаправить в свои карманы так называемые «финансовые потоки». Чтобы обеспечить себе безопасность в этом грязном бизнесе, олигархи подмяли под себя все структуры, в том числе законодательные, юстицию и прокуратуру. В системе, которая выстроена в Молдавии за последние 25 лет, народ отключен от понимания реальности и сведен к роли безымянного статиста. Мы подходим к крайне опасной черте, когда доморощенные олигархи (заметьте, не украинские или российские, которые инвестируют в производство, создавая десятки тысяч новых рабочих мест, и не вывозят деньги вагонами, не обкрадывают банки (российские и украинские олигархи вообще поголовно живут по принципу «утром мажу бутерброд — сразу мысль: а как народ?» — ИА REGNUM)) теряют чувство безопасности, подталкивая население к опасной черте, когда быстрое обнищание и обострение социальных противоречий могут подтолкнуть людей к радикальным мерам. Это последняя стадия загнивания и развала бюрократической системы.

МВ: Многие эксперты утверждают, что Габурич будет марионеткой в руках Филата и Плахотнюка. Ваше мнение?

Н.К.: Повторю, он будет удобным премьером для трех Владимиров, послушным и зависимым, будет выполнять их приказы, не имея политических амбиций и своего собственного мнения по основным вопросам. Мы находимся на этапе развития, типичном для стран, где не завершен переходный период, где народ позволяет олигархам обогащаться за свой счет. Я взял на себя смелость заранее предсказать неудачу попыток Лянкэ сохранить за собой пост премьер-министра. И вот почему. Он опасен для триумвирата Владов хотя бы потому, что искренне продвигает идеи европейской интеграции и необходимости системных реформ. Габурич же, повторюсь, устраивает всех. Он никому неизвестен, не обладает явными политическими амбициями — типичный карманный премьер, который создаст команду доказавших свою лояльность по отношению к правящей коалиции. Первое публичное выступление Габурича показало, что он неважно ориентируется в ситуации, но прекрасно знает, чего от него ждут. Парадокс в чем? Чтобы начать реформы, обозначенные в договоре об ассоциации с ЕС, нужны сильный премьер и сильная исполнительная власть. От них зависит принятие законов, которые создадут коридор для движения вперед. Габурич — не реформатор, однозначно. И этот факт может не только затормозить реформы, которые ждут от Молдавии ее стратегические партнеры, но и сохранить состояние застоя и имитации перемен.

МВ: Чем отличается программа Габурича от программы Лянкэ?

Н.К.: Практически ничем. Но в новых обстоятельствах все обязательства в рамках договора об ассоциации с ЕС, которые якобы взяла на себя ЛДПМ, — филькина грамота. Бывший премьер Лянкэ не получил вотум доверия, потому что ключевые моменты его программы, в случае их претворения в жизнь, фактически подрывают основы олигархического режима. Отсюда логический вывод: Габурич не собирается выполнять какую-либо программу. Она написана для того, чтобы усыпить бдительность… даже не знаю кого: нашего народа или западных партнеров. Склоняюсь к мысли, что перед европейцами создается видимость нашего желания интегрироваться в Европу. А вдруг поверят еще раз.

МВ: Почему Филат или Плахотнюк не выдвинули свои кандидатуры на пост премьера? И сколько, по вашему мнению, продержатся Габурич и его команда?

Н.К.: Как я уже говорил, Филат и Плахотнюк не хотят брать на себя ответственность за то, что происходит в стране. Их больше интересует контроль над внутренними и внешними финансовыми потоками. Скорее всего, они решили продвинуть удобного для них человека, который отдает себе отчет в том, что от него ждут члены «теневой тройки», которая управляет страной и готов быть послушным исполнителем их воли. Габурич продержится, пока на него не навешают всю ответственность за неспособность правящего парламентского консорциума выправить положение в стране, стабилизировать социально-экономическую ситуацию. Кстати, это достаточно распространенная практика в случае кризиса — всю полноту ответственности берет на себя исполнительная власть, которую и пускают под откос. («Молдавские ведомости»)

Российское эмбарго: «Додон превращается в смотрящего от Россельхознадзора в Молдавии»

Россельхознадзор объявил о частичном снятии эмбарго на поставки молдавских яблок на российский рынок, чем застал врасплох Нацагентство по безопасности пищевых продуктов РМ, пишет NewsMaker. Поставлять фрукты в Россию с 26 февраля разрешено всем предприятиям Приднестровья и ряду правобережных поставщиков. Их список согласовывали молдавские социалисты, которых открыто поддерживает Кремль, и которые уже записали «решение проблем молдавских сельхозпроизводителей» себе в заслуги. В ближайшее время последуют и другие шаги Москвы, направленные на укрепление политических позиций социалистов.

О решении разрешить с 26 февраля «в качестве эксперимента» ввоз в Российскую Федерацию яблок ряду молдавских предприятий в Россельхознадхоре сообщили вечером в среду, 25 февраля, продолжает NewsMaker. В сообщении ведомства отмечается, что решение принято в результате двухсторонних консультаций с Национальным агентством по безопасности пищевых продуктов (ANSA) РМ и под гарантии молдавского профильного ведомства. Поставлять фрукты на российский рынок смогут все предприятия Приднестровья и около десятка поставщиков с правого берега Днестра.

Примечательно, что для Национального агентства по безопасности пищевых продуктов решение российского ведомства стало сюрпризом, пишет NewsMaker. Буквально за пару часов до публикации сообщения Россельхознадзора начальник управления защиты и здоровья растений ANSA Александр Чобану в беседе с NM называл решение о выводе части предприятий из-под действия эмбарго «невозможным». «Давать [доступ на рынок] избранным невозможно, потому что в таком случае нет какой-либо аргументации. Россия не может утвердить список компаний, которым разрешен экспорт без инспекций этих предприятий», — уверял чиновник.

Когда выяснилось, что «невозможное» все же возможно, NewsMaker обратился за комментарием к назначенному в тот же день новому главе ANSA Юрию Карпу, который признался, что о решении Россельхознадзора узнал от NM. «Я очень сложно представляю, как могли пройти консультации за столь короткий срок с сегодняшнего обеда (время его назначения — NM) и до вечера. У меня никаких консультаций с ними не было», — сказал Карп. Он также сообщил, что ничего не слышал о списке предприятий, которым разрешен экспорт, и не знает, как он был сформирован. Получить комментарий прежнего главы ANSA и нынешнего министра сельского хозяйства Иона Сулы не удалось. В течение дня его мобильный телефон на звонки не отвечал.

Для кого решение Россельхознадзора не было неожиданностью, так это для молдавских социалистов, которые тут же поспешили записать «решение проблем молдавских сельхозпроизводителей» себе в актив, продолжает NewsMaker. По словам лидера Партии социалистов (ПСРМ) Игоря Додона, это результат длительных переговоров представителей ПСРМ с российскими партнерами. «Пока парламентское большинство защищает олигархические схемы и делит государственные должности […] мы, социалисты реально решаем проблемы сельхозпроизводителей», — заявил Игорь Додон.

Тот факт, что именно руководство Партии социалистов согласовывало список предприятий с правого берега Днестра, которым разрешен доступ на российский рынок, подтвердили собеседники как в ПСРМ, так и среди сельхозпроизводителей, пишет NewsMaker. Причем последние утверждают, что в список попали не все желающие, а лишь те предприятия, которые еще в ходе парламентской предвыборной кампании поддерживали социалистов. Как рассказала глава сельхозкомпании Domulterra Алена Мандатий, когда она пыталась попасть в этот список через российские компании, которые работают с молдавскими поставщиками, представитель одной из них сообщил, что «со стороны Молдавии список утверждает [депутат от ПСРМ] Зинаида Гречаная». «Эти ребята (кому разрешили ввозить продукцию), говорили, что так будет. Некоторым из них это подтвердила лично Гречаная. Они призывали всех своих работников голосовать за социалистов», — сказала Мандатий.

Опрошенные фермеры из числа тех, кому разрешили экспортировать продукцию, утверждают, что пока не знакомы с решением Россельхознадзора, продолжает NewsMaker. Глава компании Plaiul Birladean Татьяна Павлюк отказалась комментировать решение, сославшись на то, что она о нем ничего не слышала. Говорить о том, обращалась ли она за помощью к социалистам или состоит ли она в ПСРМ, Павлюк отказалась, предложив обратиться к ней с этим же вопросом завтра. Собеседник, близкий к ООО «Агроденидан», также утверждает, что ничего о решении российской стороны не слышал. «Это хорошо, но зависит от того, какие условия будут по растаможке — снятие еще ничего не значит, может быть, невыгодно будет экспортировать», — сказал собеседник. По его словам, предприятие никуда не обращалось по вопросам снятия эмбарго, однако получило заверения от российской фирмы-импортера, с которой, по утверждению собеседника, компания работает около 10 лет.

Председатель Ассоциации производителей и экспортеров фруктов Moldova Fruct Виталий Горинчой считает несправедливым выборочный подход к поставщикам, пишет NewsMaker. По его мнению, при составлении списков должно учитываться качество продукции, а не наличие связей у аграриев. С ним согласен и глава Agro-Product Ион Килияну. «Это получается, что партия снимает эмбарго, а не правительство. Хотелось бы, чтобы законы были для всех одинаковы», — сказал аграрий.

Эксперты в один голос называют решение Россельхознадзора чисто политическим, продолжает NewsMaker. По словам экономического эксперта Виктора Чобану, это шаг «с прицелом на местные выборы» (местные выборы в Молдавии должны пройти летом либо в начале осени — ИА REGNUM). «Играть в игры „кто обратится [в Партию социалистов], того и пустим“ — это ниже всякой критики. Это ни к чему не приведет, это значит, что несколько предприятий, кто запишется в ПСРМ, будут экспортировать выборочно. Получается, что Додона превращают в смотрящего от [главы Россельхознадзора Сергея] Данкверта?» — задается вопросом Чобану.

По мнению другого эксперта Виорела Кивриги, о своей близости к социалистам теперь могут заявить и другие фермеры, рассчитывая попасть в «список Додона», пишет NewsMaker. В то же время, по словам эксперта, разделение экспортеров на «своих» и «чужих» не принесет социалистам дивидендов, а «наоборот создаст проблемы, так как для любого политика граждане должны быть одинаковыми».

Между тем, политическая поддержка Москвой Партии социалистов едва ли ограничится нынешним решением, и с приближением местных выборов будет идти по нарастающей, продолжает NewsMaker. Игорь Додон уже анонсировал возобновление в марте экспорта в Россию молдавских консервов, которые минувшим летом также попали под эмбарго. Причем российский рынок для молдавских консервщиков, по данным NM, как и в случае с яблоками, будет также открываться в индивидуальном порядке и по представлению тех же социалистов, подводит итог издание.