Парламент Южной Осетии считает неэффективной деятельность министерства иностранных дел Республики и заявляет о намерении вынести главе ведомства Давиду Санакоеву вотум недоверия. По словам спикера парламента Анатолия Бибилова, внешнеполитическое ведомство проводит недостаточную работу в деле международного признания Республики и налаживания связей с уже признавшими ее государствами, а также с ДНР и ЛНР.

«Серьезной дипломатической ошибкой» Анатолий Бибилов посчитал и то, что главам Никарагуа и Венесуэлы до сих пор не вручены верительные грамоты, тогда как с момента установления дипотношений с этими странами прошло уже несколько лет.

«Кроме того, Давид Санакоев без уведомления президента и политсовета по собственной инициативе опубликовал в СМИ проект договора о сотрудничестве и интеграции РФ и РЮО, который был рабочим документом», — сказал Бибилов.

Не проводится, по словам спикера, и работа по налаживанию дипломатических отношений с ЛНР и ДНР, независимость которых в прошлом году признала Южная Осетия.

«Президент Леонид Тибилов еще в прошлом году дал распоряжение о налаживании дипломатических отношений с этими государствами», — напомнил Бибилов.

Все это в парламенте Южной Осетии считают серьезными упущениями главы МИД и намерены обсудить их на ближайшем заседании президиума.

Давид Санакоев назвал подобные замечания в свой адрес борьбой с «несогласными с позицией парламентского большинства» и отметил, что, прежде чем, говорить о недоверии депутаты могли бы воспользоваться другим своим правом — пригласить министра в парламент и получить ответы на все вопросы. Он также обратил внимание, что парламент не заслушал отчет МИД о проделанной работе.

«Я уверен, что искусственное создание напряженности меньше всего нужно Республике сегодня, когда речь идет о будущем государственности Южной Осетии. Все остальное следует отложить в сторону», — считает министр.

Что касается обнародования проекта договора о союзничестве и интеграции, Санакоев назвал этот свой шаг «необходимым для прекращения нагнетания страстей на фоне недопустимых политических спекуляций». «Этот шаг абсолютно оправдан с точки зрения ответственности власти перед своими гражданами», — заявил он.

Югоосетинский эксперт Алан Джуссоев считает, что главным минусом в деятельности МИД является отсутствие Концепции развития внешней политики Южной Осетии, однако, этот вопрос, за который стоит спросить министра, парламент обошел стороной.

«Парламент имеет право выносить вотум недоверия любому министру и представлять президенту прошение об увольнение чиновников. Но надо понимать, что внешняя политика — это, прежде всего, документы. Кроме того, Южная Осетия ведет согласованную с Россией внешнеполитическую деятельность, координируя свой действия в этой области именно со своим стратегическим союзником. Это также надо учитывать, давая оценку работе внешнеполитического ведомства», — считает Джуссоев.

Комментируя обнародование главой МИД проекта договора об интеграции с РФ, как одну из причин, по которой парламент решил объявить о недоверии Санакоеву, Джуссоев отметил, что за это министра, прежде всего, должны спросить президент и политсовет.

«Парламенту стоит судить работу МИД с другой точки зрения, а в этом вопросе, я считаю, что Санакоев проявил свою гражданскую позицию, не идущую вразрез с основополагающими принципами государственности», — уверен эксперт.

В то же время, заявление парламента о вынесении недоверия одному из членов кабинета министров, полагает эксперт, это один из рычагов давления на правительство и рычаг общественного контроля.

«Но в нашей ситуации я бы начинал не с МИД. На дворе кризис, а у нас ни в области экономики, ни в финансовой сфере практически ничего не делается», — отметил он.

Напомним, и Санакоев и Бибилов в прошлом кандидаты в президенты Южной Осетии. На последних выборах главы государства в 2012 году Давид Санакоев набрал более 40% голосов избирателей и занял второе место, уступив нынешнему президенту Леониду Тибилову. Кроме того, партия Санакоева «Новая Осетия» в 2014 году принимала участие в парламентских выборах, однако не смогла набрать достаточное количество голосов, чтобы занять места в законодательном органе власти.