ты же так полюбила бандеровскую Украину

Латвийские власти используют ситуацию на Украине и общее обострение отношений между Россией и Западом, чтобы завинтить гайки внутри страны.

Вступили в силу (проголосованы сеймом и подписаны президентом) поправки к статье 77 Уголовного закона. Согласно поправкам, уголовному преследованию подлежат лица, участвующие в боевых действиях за пределами Латвии, если эти действия направлены против территориальной целостности страны и ее суверенитета. Уголовная ответственность распространяется также на тех, кто финансирует, снабжает, вербует, обучает участников боевых действий и организовывает их отправку в зону конфликта. За прямое участие, финансирование и снабжение — до 10 лет, за вербовку, обучение и отправку — до 8 лет лишения свободы.

Ясно, что закон в первую очередь направлен против жителей Латвии, которые поехали добровольцами на помощь народу и ополчению Донбасса. Таких, по приблизительным подсчетам, несколько десятков человек. Но представители Минюста, комментируя поправки, утверждают, что закон можно применить и против тех, кто участвует в войне удаленно, не присутствуя непосредственно в зоне вооруженного конфликта. Мол, войны сейчас ведутся не простые, а «гибридные», важную роль играет информационная составляющая и т.п. Значит ли это, что под раздачу могут попасть и «диванные войска»? Видимо, так.

Через парламент поправки прошли легко, как по маслу, без серьезного сопротивления. Партия «Согласие» ограничилась воздержанием при голосовании и мелкими придирками. Как трактовать понятие «финансирование», распространяется ли оно на помощь родственникам, живущим в Донбассе? Распространяется ли действие поправок на жителей Латвии, служащих во французском Иностранном легионе? В общем, попытались подшлифовать закон. И слава богу, что им это не удалось. Если закон уже по своей сути карательный, то лучше пусть в формулировках остаются «дыры», которые можно использовать при защите.

Главная цель принятых поправок — устрашение русского населения Латвии, которое в большинстве своем сочувствует республикам Донбасса. Это искреннее сочувствие лучше всяких словесных аргументов доказывает, что русский мир — не кабинетная выдумка, а реальность. Реальность, которая очень напрягает латышских националистов.

Еще одно нововведение в законодательство, теперь уже в конституцию, предложила группа экспертов, среди них экс-министр обороны Латвии Талавс Юндзис. Предложение пока существует на уровне идеи, но министерство обороны идею поддержало, значит, можно ожидать, что в ближайшее время начнется работа над законопроектом.

Эксперты пришли к выводу, что надо срочно менять 44-ю статью конституции. Статья гласит: «Президент страны имеет право принимать необходимые меры военной защиты, если другое государство объявило войну Латвии или если враг нападет на латвийские границы». Предлагается поменять «имеет право» на «обязан», а к имеющимся «если» добавить еще одно — «если независимость Латвии под угрозой». «Объявление войны», «нападение на границы» — понятия вполне конкретные, а вот что такое — «независимость под угрозой»? Когда в 2011/2012 гг. в Латвии проходил сбор подписей и референдум за госстатус для русского языка, все национал-озабоченные политики и СМИ вопили, что независимость Латвии под угрозой. Являются ли угрозой независимости учения Псковской дивизии ВДВ? А если учения случайно совпали, допустим, с митингом в Риге в защиту русских школ? И как быть с 9 мая, когда в одной точке города, возле памятника советским воинам собираются более 100 тысяч человек — целая армия «нелояльных»?

Кажущаяся несущественной замена формулировки «имеет право» на «обязан» на самом деле тоже важна. Она дает в руки наиболее оголтелым националистам сильный рычаг давления на президента. Если 44-ю статью конституции изменят, то результат будет только один: под предлогом «принятия необходимых мер» власть получит возможность использовать армию и законы военного времени против внутренних протестов. Ведь любой протест можно будет объявить началом «гибридной войны» со стороны России.