Недавно на экранах телевизоров появились кадры разгрома боевиками «Исламского государства» (ИГ) Музея древности в городе Мосул на севере Ирака. Там были сожжены тысячи томов древних рукописей, редчайших книг по арабской истории и философии. Взорваны мечеть и гробница пророка Юнуса, которого почитали представители как христианства, так и ислама. Уничтожена средневековая мечеть пророка Джирджиса, которого в христианской терминологии называют Георгием Победоносцем. Мы помним, что стало с музеями мировой культуры и цивилизации в разгромленном вандалами Багдаде. Подобная картина наблюдалась и в соседней Сирии. Было больно смотреть, как вандалы с криками «Аллах акбар» взорвали армянскую церковь Святых Мучеников в сирийском городе Дейр-эз-Зор. И это не единственный случай уничтожения и повреждения христианских святынь в Сирии.

Разрушение религиозными экстремистами памятников истории, культуры и религии — это не ново. Классическим примером современного вандализма стало разрушение талибами памятника доисламской эпохи в центральной афганской провинции Бамиан — вырезанные в горном склоне между II и V вв. н. э две уникальные скульптуры Будды — Вайрочана (55 метров в высоту) и Шакьямуни (37 метров). По землям Афганистана веками проходили орды кочевников и полчища завоевателей. Ни Александр Македонский, ни Чингисхан, ни Тамерлан не трогали Будд. Не трогал их и Махмуд Газневи. А ведь он именовал себя не иначе как «гази» — борец за веру. Правда, иранец Надир-шах (XVIII век) в годы своей афганской кампании стрелял по ним из пушки, но без энтузиазма: статуи, конечно, пострадали, но не сильно. Больший ущерб статуям нанесло время. Но даже при этом у обоих изваяний оставались видимыми складки одеяний. Таковыми и были запечатлены они на многих рекламных туристических проспектах и сувенирных открытках, воспринимаемых как визитная карточка Афганистана.

Всякий, кто побывал в Бамиане и видел статуи Будды, знаком с чувством удивления и неясной тревоги перед необыкновенным чудом архитектуры далеких эпох. Неотвратимая сила как бы притягивала его к бесстрастному исполину, увлекая его в таинственную глубину огромного чрева. Нечеловеческий масштаб, подчеркнутый суровой неприступностью окружающей природы, усиливал впечатление фантастической грандиозности большой скульптуры, призванной показать сверхъестественную мощь и величие духовного начала по сравнению с ничтожной и мимолетной жизнью земного человека. Будда-бог, постигший смысл жизни, нес людям истину. Однако от этой истины были далеки те, кто называли себя «ищущими знаний» (именно так переводится слово «талиб» с арабского языка). Когда в 1998 г. талибы с черными тюрбанами на головах взяли Бамиан, первой их потребностью стало то, чтобы разрушить статуи Будды.

Для начала они оторвали голову у одной из них. Поскольку людям свойственно заходить слишком далеко, этого показалось им мало. Чтобы стереть с лица земли то, что было создано до них, натасканные на скорую руку в Пакистане на деньги саудитов и под присмотром ЦРУ, «учащиеся» с куриными мозгами взяли в руки не кувалду, как это было в иракском Мосуле. По словам афганцев, по статуям сначала стреляли прямой наводкой из пушек. А потом, видя тщетность своих попыток уничтожить творение человеческих рук, с вершины скалы спустились к нему и заложили на плечах Будд более 200 килограммов взрывчатки. И только тогда изваяния рухнули под улюлюканье варваров. Огромное облако из мельчайших частиц висело в окрестностях несколько суток. Предводитель талибов Мулла Мохаммад Омар заявил тогда: «Меня не заботит ничто, кроме ислама. Сохранение памятников и статуй незаконно и грешно. Все статуи, сохраняющиеся в различных частях страны, должны быть разрушены. Они представляют божества язычников».

Чтобы показать, что все статуи, которые когда-то составляли гордость коллекции Национального музея Кабула, уничтожены, Омар распорядился организовать там для журналистов день открытых дверей. Работники музея сообщили им, что по приказу талибского лидера об истреблении всех «языческих идолов», в музее были разрушены около 40 статуй буддистского периода. Остались лишь сохранившиеся в одной из комнат музея фигурки маленьких птичек, у каждой из которых были аккуратно отпилены головы под тем предлогом, что изображение живых существ в исламе запрещено.

С Национальным музеем Кабула связана история, рассказанная в мае 2011 г. в журнале «Итоги» известным российским археологом В.Сарианиди, в конце 1970-х гг. обнаружившим в Афганистане семь кушанских царских захоронений I века до н.э. — 20 тыс. золотых предметов. Вот ее фрагмент, характеризующий облик талибов и, по словам самого рассказчика, больше похожий на сказку: «Когда они пришли к власти, то решили добраться до хранившихся в музее золотых изделий. Музейные охранники сказали им, что якобы было пять человек — охранников, которым прежнее правительство Афганистана дало пять ключей. И что открыть дверь в это помещение можно только в том случае, если все пять ключей одновременно повернуть. А эти люди, хранители ключей, разъехались по всему миру и они не знают, где кто из них находится. И вот эту сказку они повесили на уши талибам. Талибы очень расстроились, надавали „по мордам“ этим охранникам, а потом плюнули на это дело и отвязались от них. Поверили. А оказалось, что на самом деле, это золото хранилось в подвалах Государственного банка».

Не все мои мысли о талибах годны для печати, но некоторыми из них мне все же хочется поделиться с читателем. Мои афганские друзья в Кабуле рассказывали, что после прихода к власти под их запретом находились телевидение, музыка и музыкальные инструменты, изобразительное искусство, алкоголь, компьютеры, интернет и шахматы. Мужчинам следовало обязательно носить бороду определенной длины. Женщинам не разрешали работать, лечиться у врачей мужского пола, появляться в общественных местах с открытым лицом и без мужа или родственника мужского пола, был значительно ограничен доступ женщин к образованию. И все это в новом, XXI веке!

Как известно, уничтожение талибами статуй Будды в 2001 г. вызвало бурную реакцию во всем мире. Их осудили ООН, ЮНЕСКО, руководители исламских государств, вся мировая общественность. Сегодня же, когда на наших глазах усиливается угроза разрушения цивилизации, когда многовековая история превращается в пыль, голосов протеста со стороны наших «партнеров» на Западе что-то не слышно. Между тем они не могут не знать, что вслед за снесенным в Киеве памятником Ленину последовала целая серия подобных актов вандализма в разных городах Украины. В одну только февральскую ночь 2014 года были снесены 16 памятников Ленину! Это ли не попытка скрыть правду, выдать черное за белое, отдалять Россию от Украины. «Вы можете дурачить часть народа все время, — говорил в свое время 16-й президент США Авраам Линкольн, — вы можете дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить все время весь народ».

Что же касается памятника Ленину напротив Бессарабского рынка в Киеве, то он, конечно, не был столь грандиозен по архитектурным меркам как статуи Будды в Афганистане. Дело не в этом. А в том, что уничтожение памятников, будь они уникальными или не таковыми, это больше, чем культурная трагедия. На кону вопрос не только и не столько защиты культурного наследия Ирака, а проблема обеспечения безопасности для мирового сообщества. Неслучайно глава ЮНЕСКО Ирина Бокова предложила на днях Совету безопасности ООН собраться на экстренное заседание и призвать страны мира принять меры для борьбы против современных вандалов.