В ходе избирательной кампании «пешки» от оппозиции почувствовали себя «проходными» фигурами

Президент Польши Бронислав Коморовский, который идет на переизбрание на второй срок (выборы состоятся в мае этого года), впервые потерял поддержку большинства поляков. По данным опроса, проведенного в начале марта исследовательской компанией Millward Brown по заказу польского телеканала TVN24, за Коморовского готовы проголосовать 46% поляков. И хотя его главный конкурент, представляющий оппозиционную партию «Право и Справедливость» (PiS), Анджей Дуда набирает всего 27% симпатизантов, для действующего президента это слабое утешение — ведь он намеревался победить в первом туре, а теперь вероятность второго тура становится практически неизбежной. В чем причина падения рейтинга Коморовского, который еще недавно по степени народной поддержки и любви парил белым орлом на недосягаемой для всех прочих варшавских политиков высоте? Ведущее польское издание Rzeczpospolita выделяет следующие факторы.

Во-первых, склоки между избирательным штабом и канцелярией президента. Газета отмечает, что дело дошло до того, что начальник штаба, глава комитета Сейма по иностранным делам Роберт Тышкевич обвинил помощников хозяина Бельведера в публикации неумных постов в социальных сетях. Те в ответ поставили в вину представляющему «Гражданскую платформу» (РО) Тышкевичу публикации без консультации с Президентским дворцом листовок с лозунгом «Наш президент» с партийной символикой, хотя Коморовский позиционирует себя как беспартийный кандидат. Во-вторых, ошибки допускает сам президент. Он избрал бесхитростную стратегию: не замечать всех прочих претендентов, не реагировать на их провокации и формировать информационную повестку так, как будто он один в поле воин. Но политтехнологи предполагают, а кандидат опровергает. После публикации Дудой своей программы из Бельведера донеслись обвинения в плагиате, якобы оппозиционный политик украл тезисы из программы президента. Таким образом, Коморовский дал понять, что Дуду он все-таки видит.

Еще один прокол, который смаковали практически все польские газеты, произошел во время посещения президентом парламента Японии. Коморовский залез в кресло спикера и потребовал его фотографировать. Что и было сделано под одобрительные крики — вперед, сёгун! — ближайшего соратника президента, шефа Бюро национальной безопасности Станислава Козея. После всего, вернувшись на родину, хозяин Бельведера посетовал на длительность избирательной кампании в Польше в отличие от Японии, где она проходит за 12 дней. Ему тут же указали на «ошибочность» сравнения. В Японии часто случаются досрочные парламентские выборы, что для Польши практически невозможно. Так что, заключает издание, «более важным для судьбы президентской кампании станет вопрос, будет ли Коморовский властвовать над собой и своим окружением, а точнее, сёгунатом».

Однако есть и третья причина падения популярности президента, которая в перспективе грозит всем опытным игрокам польского политикума. Представленные в парламенте партии, за исключением «Гражданской платформы», выдвинули вперед новых, можно сказать, «зеленых» политиков. От участия в гонке отказался такой мэтр варшавских салонов, как лидер PiS Ярослав Качиньский. Остался в стороне председатель Союза левых демократических сил (SLD) Лешек Миллер, SLD в кампании представляет Магдалена Огурек, а Польскую крестьянскую партию (PSL) — Адам Ярубас.

И вот что произошло. Судя по всему, партийные бонзы планировали, что молодые политики не будут серьезно подходить к избирательной кампании и воспользуются ею, чтобы в очередной раз озвучить в телевизионных эфирах главные постулаты и тезисы выдвинувших их политических сил. Однако «новички» инстинктивно почувствовали запрос польского общества на свежие идеи и прорывные решения, которые бы помогли стране выйти из кризиса, спровоцированного непродуманными действиями Варшавы по отношению к Украине и России. Два кандидата, Огурек и Ярубас, в своих выступлениях довели до максимально возможного предела те идеи, которые сейчас разделяют некоторые их рядовые однопартийцы, но не рискуют озвучивать высокопоставленные руководители SLD и PSL. Либеральное польское издание Gazeta Wyborcza видит за этим что-то наподобие «партии российского влияния», которая «готова закрыть глаза на украинские события, чтобы лишний раз не раздражать Путина». Более того, пишет газета, они пугают граждан, чтобы отбить избирателей у «русофоба Качиньского», ведь никто не может гарантировать, что если тот придет к власти, то не отправит польских солдат на Украину и не спровоцирует войну с Россией.

Но парадокс в том, что со своим шефом полемизирует и сам кандидат от PiS. Как уже сообщало ИА REGNUM, на встрече с избирателями Дуда совершенно неожиданно заявил: «Сегодня правительство выступает с инициативой отправки польских солдат — неважно, для чего они едут: обучать, охранять или делать что-то еще. Если такое решение принимается, то оно должно быть принято прежде всего на форуме НАТО, а мы действуем в рамках Североатлантического блока. Я настроен по этому вопросу скептически и считаю, что даже если бы на уровне НАТО такое решение принималось, мы должны стараться, чтобы Польше не приходилось высылать своих солдат на Украину. Потому что мы ее непосредственный сосед и находимся в связи с этим в специфической ситуации». После чего эти слова кандидата в президенты быстро принялись заглушать его старшие «товарищи».

Таким образом, гроссмейстеры варшавских политических салонов столкнулись с неприятной для себя ситуацией: «пешки», которым было уготовано «погибнуть» в неравном сражении с Коморовским, вдруг почувствовали себя «проходными» фигурами и задумались о жезле ферзя. Так, в середине февраля Огурек сформулировала следующий по смыслу тезис: «Поляки хотят диалога, они хотят чувствовать себя гражданским обществом. Наши дети не обречены на существующий политический класс. Если на этих выборах ситуация не начнет меняться, никогда больше не удержим бегущих из страны. Молодые люди с идеями уйдут на Запад». Даже с учетом неизбежной конъюнктурности и делая скидку на избирательную кампанию, за этими словами можно разглядеть заявку на серьезное изменение политического ландшафта Польши. До окончания предвыборной агитации остается чуть более двух месяцев. За это время кандидаты могут еще не раз выступить с речами на митингах, встречах с общественностью и, конечно, в средствах массовой информации. По сути, для них сейчас открылась возможность протестировать свои идеи на национальной аудитории. В случае поддержки избирателями, гражданским обществом и бизнесом новой повестки дня, Дуда, Огурек и Ярубас могут поставить свои партии перед необходимостью существенного изменения программ и концепций. Нельзя также исключать и варианта с созданием собственных движений, в конце концов, для Польши это дело привычное. Есть здесь над чем задуматься и президенту Коморовскому, ранее считавшему гарантированным свое переизбрание.