«Когда два корабля тонут, воронка неизменно затягивает того, кто посередине», — заявила в интервью ВГТРК глава МИД Приднестровья Нина Штански, комментируя то, как война и кризис на Украине и в Молдавии влияют на Приднестровье.

«Мы зажаты в эти тиски, — продолжила Штански. — Молдавия и Украина сегодня делают все не только для того, чтобы мы не могли отправлять свою продукцию на экспорт (а это основной источник нашего дохода, то, что позволяет нам, если не развиваться, то выживать: мы производим высококачественную продукцию, отправляем ее на внешние рынки, благодаря этому собираем средства в свой бюджет). Сегодня мы не можем отправить продукцию в Российскую Федерацию, хотя ее там ждут. РФ признает наши сертификаты соответствия, ожидает получения от нас своей продукции».

По словам министра, Молдавия «создает условия, когда наша продукция не может пересечь украинскую границу без молдавских документов». «Наши молдавские коллеги откровенно говорят: договоритесь с Россией о снятии эмбарго и мы выдадим вам таможенные документы… Для нас путь выхода в Российскую Федерацию лежит через Украину — другого пути просто нет. Сегодня эти возможности, к сожалению, заблокированы. Мы ведем переговоры об этом», — сказала она.

Ситуация, по словам Штански, усугубляется тем, что с августа прошлого года Украина начала блокировать импорт в ПМР. «Страдает и внутренний потребительский рынок, потому что и немало продовольствия для внутреннего рынка мы импортируем извне. Сейчас тиски сжались настолько сильно, что в результате мы уже потеряли огромное количество средств от таможенных платежей, налоговые доходы, и уже в нынешнем месяце мы, к сожалению, не можем выплачивать в полном объеме пенсии и зарплаты. Мы вынуждены 30% от этих выплат зачислять в долг государства каждому налогоплательщику, пенсионеру. Естественно, это очень сильно возбуждает негативное общественное настроение, мы предпринимаем массу усилий, чтобы объяснить людям, что происходит, но смириться с этим очень сложно», — отметила министр.

Она признала, что в Приднестровье в этой связи «есть большая угроза социально-экономического коллапса». «Позволю себе смело предположить, что, собственно, это и есть самоцель тех, кто в Молдавии и на Украине координирует эту политику. Когда в 2003 году начиналась экономическая блокада, главная цель тех, кто все это задумал, была настолько зажать Приднестровье, настолько сделать его бедным и управляемым, чтобы конфликт разрешился как бы „сам по себе“: дождаться пока яблоко созреет и само упадет в руки», — сказала она.

«Нас и в 1992 году ставили перед лицом такой угрозы, но нужно сильно не знать Приднестровье, чтобы на это рассчитывать. В Приднестровье люди умеют консолидироваться. Мы много раз преодолевали всевозможные трудности. Каждая угроза делает нас еще более сплоченными, более сильными. В конце концов столицу нашей страны основал великий полководец Суворов, который не проиграл ни одного сражения. В России есть много суворовских училищ, а мы суворовская страна», — подвела итог Нина Штански.

ИА REGNUM напоминает, что в июле 2014 года Роспотребнадзор и Россельхознадзор запретили ввоз на территорию России молдавского мяса, фруктов и овощных консервов, обосновав эти меры несоблюдением норм безопасности. При этом под действие российских ограничений попала и Приднестровская Молдавская Республика, что сами власти РФ признали лишь во второй половине сентября 2014 года, то есть спустя два месяца после введения эмбарго, при этом выработать эффективный механизм вывода ПМР из-под действия эмбарго не сумели до сих пор. 25 февраля Россельхознадзор объявил о решении разрешить «в качестве эксперимента» ввоз на территорию России яблок для производителей из Приднестровья, а также для ряда предприятий Молдавии. Стоит также отметить, что с момента введения Россией эмбарго на молдавскую продукцию Кишинев отказывал приднестровским экспортерам в выдаче фитосанитарных сертификатов, необходимых для транзита продукции через территорию Украины.