До выборов осталось всего полгода, единый день голосования назначен на 13 сентября 2015. До старта избирательных кампаний еще достаточно времени, но в регионах уже начинается предвыборная борьба. Так, региональные отделения «Единой России» уже проводят отбор кандидатов для участия в выборах-2015. Нынешний год имеет огромное значение для них, так как за ним следует год выборов в Государственную думу РФ. Хотя многие скептически относятся к появлению оппозиционных лидеров, но не исключают и интересную конкурентную борьбу.

Первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук заявил корреспонденту ИА REGNUM, что список из 11 кандидатов на посты глав регионов пока короткий, но интересный. «В губрнаторском списке на 2015 год выделяется несколько фамилий, например, Бетин — губернатор Тамбовской области, который является главой с 1995 года, Аман Тулеев возглавляет свой регион примерно с тех же времен. Пока претензий нет ни к Тулееву, ни к Бетину, но сами сроки пребывания их на главном региональном посту вызывают определенные вопросы, в том числе и у местного населения».

В целом, как считает политолог, выборы ожидаются спокойные: «На мой взгляд, за последние лет пять российские выборы вошли в более спокойное русло. Поэтому, наверное, они в какой то степени предсказуемы. Наблюдатели отмечают усиление качества за ходом голосования, что постепенно выбивает аргументы из рук оппозиции».

Григорий Трофимчук считает, что оппозиция сейчас пока не в выигрышном положении. «Есть риски обострения ситуации — это социально-экономические проблемы, которые сейчас нарастают в Российской Федерации, тем более, в регионах. Там, кстати, существует недоверие к электронным системам голосования. Не понимаю, почему не была проведена разъяснительная работа, кампания по повышению доверия среди населения. Этим пользуются определенные силы, в том числе, оппозиция. Еще стоит внимательно посмотреть, кто из оппозиционеров вышел на лидирующие позиции в регионах, был избран и чего добился. Если не считать Немцова, то вспоминается Евгений Ройзман, глава Екатеринбурга, который был избран мэром Екатеринбурга в 2013 году и пока что не показал каких-то внятных результатов своей деятельности. Мы знаем, что это была очень неспокойная кампания в Екатеринбурге, и возникает вопрос: а появились ли улучшения, хотя бы в сфере борьбы с наркоманией в регионе? Ведь это профильная ключевая тема для Ройзмана и его команды. Но информации об улучшениях нет. Это говорит о том, что если в дальнейшем какие-то яркие, с точки зрения оппозиции, фигуры будут выдвигаться на предстоящих выборах, то шансов быть избранными у них не особенно много, в основном из-за того, что нет особенных достижений у их сторонников», — пояснил политолог.

Генеральный директор института приоритетных национальных проектов, политолог Николай Миронов напомнил о некоторых результатах проведенного недавно соцопроса. В целом, настроения людей, по словам Миронова, были таковы: «Да, в стране кризис, но власть действует эффективно». Политолог считает, что если протестные настроения и будут, то на отдельных предприятиях и возможно, в моногородах. «Опрос показал, что люди негативно относятся к массовым протестным акциям, считая, что это только накаляет ситуацию в стране. Только 22% опрошенных считают, что от митингов есть какая то польза. Люди в целом позитивно относятся к оппозиции в парламенте, и считают, что ее влияние можно усилить, но не в действующей власти. В целом, хотя люди недовольны правительством, они склоняются к тому, что стране нужны реформы, но не революция», — пояснил корреспонденту ИА REGNUM Миронов.

Он также отметил, что выборы-2015 будут отличаться от предыдущих, потому что ситуация в стране другая, иные электоральные условия: и в части отношения людей к власти, и в экономической ситуации и по состоянию умов в целом. «В прошлом году в стране ощущался патриотический подъем, консолидация общества, связанная с возвращением Крыма. В этом такого подъема уже нет, нет экономической стабильности, стали жить хуже, многие рассматривают ситуацию как кризисную. Это особенно наблюдается в слабых регионах, где итак зарплаты были низкими, а сейчас цены выросли, и людям пришлось урезать потребительскую корзину. Все эти настроения сказываются и учитываются в преддверии выборов», — уточнил политолог.

Что касается кадровой политики, Миронов обратил внимание на другой подход к управлению регионам и усиление фактора антикоррупционной политики, что особенно чувствуется после ареста сахалинского губернатора Александра Хорошавина: «Этот арест стал сигналом и другим губернаторам. Если губернатор расходует средства на ненужные вещи, расточителен, имеет аффилированный с ним бизнес, но это происходит в условиях стабильности, когда денег хватает на решение социальных вопросов, это одно дело. И совсем другое, когда все это происходит в кризис, то же бюджетное расточительство крайне раздражает. В СМИ появляются данные о его миллионных затратах, а у людей зарплата в 20 тысяч».

Миронов считает, что основной претензией к власти стала коррумпированность и привилегированность. «У одного дети занимаются каким-то бизнесом, который другим недоступен, у другого сельхозпредприятие, где нет африканской чумы, а в соседних хозяйствах свиньи мрут поголовно. В каждом регионе люди знают, кто и чем занимается. Такие несправедливости плюс коррупция особенно сильно ведут к обострению отношений и к сомнениям — сохранять людей на постах или нет. Сейчас в рискованном положении Александр Ткачев в Краснодарском крае, где возросло недовольство. Есть вероятность того, что произойдут перемены, тем более, что возбуждены уголовные дела против некоторых чиновников», — добавил политолог.

В тоже время он обратил внимание на то, что все-таки «протестная повестка либерального белоленточного движения», не является опасным фактором, потому что последние события показали его малочисленность и некоторую маргинальность. «Пока серьезного протеста нет, но ситуация может обостриться к осени, тогда произойдут изменения на политическом поле, вперед выйдут партии, предлагающие программы, в основе которых социальные нужды, в частности, КПРФ. Не факт, что это будет доминировать во всероссийском масштабе, но в регионах возможно. Часть региональной элиты может взять на вооружение социальные лозунги. Так называемые „слабые“ губернаторы могут и не пойти на выборы, учитывая что в 2016 году планируются выборы в Госдуму, которые будут более активными. И, возможно, борьба будет идти как раз за вторые и третьи места», — резюмировал политолог.

Напомним, что с 2013 года установлен единый день голосования, ранее, с 2006 по 2012 годы, таких дней было два — в марте и октябре. По данным ЦИК губернаторские выборы в этом году должны состояться в 11 регионах России: Марий Эл, Татарстане, Чувашии, Брянской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Пензенской, Ростовской, Тамбовской и Еврейской автономной областях. Но, судя по всему, этот список будет меняться. Так, открытым остается вопрос с Сахалином. Президент пока не отстранил губернатора, но Центризбирком уже заявил о готовности назначить, после того, как будет подписан указ об отстранении от должности главы региона Александра Хорошавина. Политологи допускают, что и в других регионах, к примеру, в Свердловской области, Республике Карелия, возможна досрочная смена руководства. Возможно, что некоторые главы регионов согласятся, как это было в прошлом году, пойти на досрочные выборы.