Порты Северо-Запада за неделю

ИА REGNUM публикует сегодня, 15 марта, подборку наиболее значимых новостных сюжетов транспортно-транзитной отрасли Северо-Западного региона за неделю.

В Усть-Луге заговорили об остановке импорта автомобилей в Россию

Порт Усть-Луга (Ленинградская область) не исключает возможности остановки импорта автомобилей в Россию. Как сообщает РБК, об этом заявил генеральный директор ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга» Михаил Таланенко на VIII ежегодной международной конференции «Трилогия», которая состоялась 13 марта в Санкт-Петербурге. Он напомнил, что серьезное падение импорта началось полгода назад. «Спад импорта автомобилей начался в середине прошлого года и к настоящему моменту достиг порядка 60%, по моим оценкам… Могу сказать, что некоторые производители говорят о возможной остановке импорта автомобилей в Россию — с тем, чтобы загрузить местные мощности. В принципе, весь импорт может быть локализован в России», — сказал Таланенко. Импорт автомобилей и станков в Петербург действительно стремительно падал в течение последних месяцев 2014 года, напоминает издание. Сокращение импорта автомобилей по итогам года составило 13,5% (на 2,2 млрд долларов меньше, чем в 2013-м). В денежном выражении было ввезено машин на 13,9 млрд долларов, следует из отчета Северо-Западного таможенного управления.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, падение петербургского автопроизводства за первые месяцы 2015 года составило 36%. Городские власти пока не готовы поддерживать автопроизводителей в Санкт-Петербурге. Как отметили практически все опрошенные корреспондентом ИА REGNUM эксперты, у города нет программ по поддержке автопроизводителей в период кризиса.

Российские порты Балтики продолжают расти

Грузооборот портов Балтийского бассейна за январь-февраль 2015 года увеличился 8,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 36,3 млн тонн. Как сообщает Ассоциация морских торговых портов России, объемы перевалки наливных грузов за первые два месяца этого года выросли на 12,3% до 23,4 млн тонн. Перевалка сухогрузов на Балтике составила 12,9 млн тонн (плюс 1,1% по сравнению с прошлым годом). Показатели порта Усть-Луга выросли на 23,8%. Всего за два месяца морская гавань обработала 13,5 млн тонн грузов. Грузооборот порта Приморск увеличился на 7,6% до 9,9 млн тонн, порта Высоцк — на 1,9% до 2,5 млн тонн. Грузопереработка в порту Калининград за отчетный период показала рост на 4,4% (2,2 млн тонн). Как и предсказывали эксперты, Большой порт Санкт-Петербург продолжает терять грузы. Перевалка грузов в порту сократилась на 7,7% и составила 8,1 млн тонн. Показатели будут снижаться, это связано с ориентацией порта на импортные грузы.

Что касается дальнейших прогнозов, то объемы импорта в российских портах Балтийского бассейна упадут значительно, пишет журнал «Морской бизнес Северо-Запада». В первую очередь это скажется на контейнерных терминалах, на контейнерном импорте, а затем ударит по контейнерному экспорту, рассказал изданию директор по направлению «Логистика и аналитика» компании «Морстройтехнология» Александр Головизнин. При этом транспортников уже не так сильно заботит серная директива, вступившая в действие с 1 января 2015 года. Ранее прогнозировалось, что спад грузооборота из-за новых ограничений по содержанию серы в регионах особого контроля выбросов серы (SECA), к которым относится Балтийское море, составит до 25%. «SECA — это, конечно, серьезно, но по сравнению с теми санкциями, которые мы сами на себя наложили, это укус комара на фоне разрыва артиллерийского снаряда», — считает Головизнин.

В целом грузооборот морских портов России за январь-февраль 2015 года увеличился на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 102,2 млн тонн. Объем экспортных грузов составил 84,1 млн тонн, что на 12,7% больше, чем в прошлом году. Импортные грузы сократились на 22,5% — до 4,7 млн тонн. Транзит составил 7,4 млн тонн (-8,4%), каботаж — 5,9 млн тонн (рост в 1,6 раза).

Белоруссия предпочитает транзит через Литву, а не через Латвию, про Россию забыли

Белоруссии выгоднее везти свои товары через Клайпедский порт в Литве, чем через морские гавани Латвии. Об этом заявил замминистра иностранных дел Белоруссии Александр Гурьянов в ходе своего визита в Литву. Как сообщает delfi.lv, Гурьянов рассказал в интервью литовской деловой газете Verslo zinios, что 35% грузов, переваливаемых в Клайпедском порту, — белорусские. По его словам, еще несколько лет назад их объемы составляли около 8,9 млн тонн, сейчас показатели достигают 13 млн тонн. «Мы руководствуемся экономической логикой. <…> В каждом случае мы прагматично высчитываем, решаем, через какой порт выгоднее везти товары. Очевидно, что по различным причинам, прежде всего, по причине предложенной цены на доставку и погрузку, а также по причине удобства, из-за логистики и так далее, пожалуй, самые привлекательные предложения поступают из Литвы и Латвии. Поэтому перевешивают экономические вопросы», — цитирует издание Гурьянова. Он также отметил, что «в нынешних условиях каждая копейка должна быть прагматично подсчитана».

Напомним, что в рамках своего визита 5-6 марта в Литву замминистра иностранных Белоруссии Александр Гурьянов посетил литовское предприятие Klaipėdos nafta (нефтетерминал в Клайпедском порту — прим. ИА REGNUM). Как рассказал генеральный директор Klaipėdos nafta Мантас Бартушка, в настоящее время компания сотрудничает с белорусской нефтехимической компанией BNK, потоки ее нефтяных грузов через терминал компании заметно растут. «Это доказывает, что взаимное сотрудничество между странами постоянно укрепляется с целью еще больше увеличить возможности сотрудничества в будущем», — подчеркнул он. Бартушка также отметил, что состоявшийся визит и встреча — еще одна возможность укрепить выгодные связи с соседней страной и в политике, и в сегменте бизнеса ради единой цели — увеличить экономическое и торговое сотрудничество Литвы и Белоруссии.

Как сообщало ИА REGNUM, порты постсоветских прибалтийских республик играют ключевую роль в перевалке белорусских грузов. Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко заявлял о готовности страны диверсифицировать грузопотоки в пользу портов Ленинградской и Калининградской областей России.

Арктические проекты «вытянут» порт Архангельск

Строительство на архипелаге Новая Земля горнодобывающего комплекса по добыче и переработке свинцово-цинковых руд Павловского месторождения открывает серьёзные перспективы для развития архангельского транспортного узла. Об этом заявил губернатор Архангельской области Игорь Орлов, комментируя подписание соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между АО «Атомредметзолото» (входит в государственную корпорацию «Росатом») и региональным правительством. Как сообщает пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области, урановый холдинг «АРМЗ» начинает разработку серебросодержащего свинцово-цинкового месторождения Павловское на Новой Земле. По объёму металлов месторождение занимает пятое место в мире. Проектная мощность горнодобывающего комплекса — 2,5 миллиона тонн руды в год. Промышленное освоение месторождения планируется начать в 2019-2020 годах.

«Мы бы хотели, чтобы при просчёте возможных вариантов отгрузки обогащенной руды в другие регионы, в частности, в Челябинск, учитывался потенциал нашего порта. Сейчас наши партнёры будут детально изучать его возможности, — сказал Орлов. — Создание в Арктике горнодобывающего предприятия по добыче и переработке свинца и цинка — один из важнейших проектов, который позволит увеличить рост грузопотока через Архангельск». Отметим, что грузооборот порта Архангельск за январь-февраль 2015 года увеличился на 27,3% до 0,7 млн тонн.

Контейнерный рынок падает

Контейнерооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января-февраля 2015 года сократился на 31,1% относительно аналогичного периода 2014 года с 455,2 до 313,7 тыс. TEU, сообщают «Морские вести России». Перевалка экспортных контейнеров сократилась на 32,8% до 156,3 тыс. TEU. В том числе груженых — 98,7 тыс. TEU (-2,2%), порожних — 57,6 тыс. TEU (-56,2%). Перевалка импортных контейнеров снизилась на 29,3% до 157,4 тыс. TEU.

Отрицательная динамика перевалки контейнеров за отчетный период отмечена во всех портах бассейна: порт Калининград снизил перевалку на 53,2% до 25,3 тыс. TEU, порт Санкт-Петербург — на 28,8% до 273,3 тыс. TEU, Усть-Луга — на 11,8% до 15,1 тыс. TEU.

За 12 месяцев 2014 года оборот контейнеров Балтийского бассейна составил 2,81 млн TEU. По прогнозам опрошенных ИА REGNUM участников рынка, падение контейнерных перевозок в 2015 году может составить до 40%. По контейнерообороту балтийских портов бьют не санкции, а снижение покупательной способности населения, отмечают эксперты.