Часть 10.

Получение первой порции обновленного кредита МВФ не принесло Украине ожидаемого облегчения, даже напротив: сам факт поступления денег на счета НБУ стал поводом предъявления солидных счетов по старым долгам, на сей раз — газовым.

В частности, подтверждая на днях получение от украинского «Нефтегаза» 15 млн долл. в счет предоплаты мартовских поставок «голубого топлива», российский «Газпром» не преминул (как бы между прочим) напомнить о задолженности в 2,4 млрд долл. за газ, импортированный Украиной в 2014 году.

За газ для Украины заплатит МВФ?

Заметим, что 200 млн долл. из этой суммы составляет только пеня за просрочку платежей (2,2 млрд долл.), что говорит о явном зависании обслуживания официальным Киевом своего газового долга Москве. С учетом этой детали ненавязчивое напоминание «Газпрома» (сделанное как раз накануне пересмотра экспортных тарифов в связи с окончанием действия т.н. зимнего пакета) выглядит вполне логичным и тактически верным.

Вспомним хотя бы аналогичные действия российского газового гиганта во второй половине прошедшего 2014 года. Тогда лишь совместными (и весьма напряженными) усилиями России и ЕС удалось заставить украинское руководство расплатиться хотя бы по части своей задолженности, чтобы обеспечить продолжение поставок газа на Украину, не рискуя заморозить при этом Европу. Особую пикантность описываемым событиям придало то, что общая сумма двух долговых выплат, буквально выдавленных из официального Киева до наступления Нового года (1,45 + 1,65 млрд долл.), почти полностью соответствовала объему первого (и самого крупного) транша Международного валютного фонда, полученного им ранее (3,2 млрд долл.)

Насколько история с оплатой газового долга Украины перед Россией за счет денег МВФ повторится в 2015 году, покажет уже ближайшее время — до конца марта должны быть скорректированы условия поставок «голубого топлива» в летний период. Пока же, в соответствии с заверениями главы НБУ Валерии Гонтаревой, 2,5 млрд долл. из первых 5,5 млрд, выделенных фондом в марте, ушли на пополнение золотовалютных резервов страны, так что с учетом текущего газового долга средств на реформы в экономике остается не столь уж и много.

Россию при этом можно поздравить с достаточно эффективным вложением целых 13,751 млн долл. (российская доля в первом транше МВФ для Украины), что существенно повышает вероятность выжимания из Киева уже 2,4 млрд долларов до конца текущего года. Впрочем, новое украинское руководство не перестает отстаивать тезис об «укреплении энергетической независимости» (и прежде всего — от России), основными направлениями которого объявлены курс на снижение объемов импорта природного газа, наращивание его собственной добычи и диверсификация поставок «голубого топлива». Рассмотрим, как эти благие начинания реализуются на деле.

Газовый геноцид

Прежде всего, уменьшение закупок природного газа «революционная» власть страны вполне логично связывает с сокращением его потребления. Однако в основе осуществления подобной политики лежат отнюдь не комплексы мер по развитию энергосберегающих технологий, совершенствование энергоэффективности производства и т.п. На Украине в наши дни дело обстоит гораздо проще: видимое сокращение потребления газа достигается посредством деиндустриализации страны в целом, а также благодаря последовательному увеличению численности населения, отлученного от газовой трубы, контролируемой центральной властью.

Процесс резкого ускорения деиндустриализации Украины с начала 2014 года был довольно подробно описан нами ранее. К этому стоит добавить полную потерю контроля над нефтехимическими предприятиями Крыма (около 4,0% всего производства отрасли в стране), а также разрушения/вынужденную остановку большей части предприятий ГМК и нефтехима в ходе войны в Донбассе (около 19,5% общенационального потенциала).

Понятно, что подобные «успехи» по фактическому уничтожению базовых бюджетообразующих отраслей приносят их авторам и своеобразный бонус — вроде сокращения объемов потребления (а следовательно — и закупок) природного газа, составляющего весомую часть затрат на производство конечной продукции. Что касается «оптимизации» количества индивидуальных потребителей, то с этим дело обстоит еще проще: население «мятежных» регионов попросту отлучается от поставок газа, а оставшимся государство (по согласованию с МВФ) поднимает тарифы, привязывая их к… курсу доллара! В результате подобных остроумных комбинаций к 2,5 миллиона крымчан, на поставках «голубого топлива» которым новая украинская власть успешно экономила почти год, уже в феврале 2015-го добавились еще около 4 миллионов (!) жителей Донецкой и Луганской областей, ввергнутых в зону карательной операции. Зато официальный Киев не без гордости смог заявить об очередных успехах по сокращению закупок газа в прошлом году и не менее грандиозных планах в этом направлении на новый, 2015 год…

Меньше газов — хороших и разных

Согласно официальной информации компании «Нефтегаз Украины», по итогам 2014 года доля импорта достигла 46% всего «голубого топлива», потребленного в стране, что на 9,0% меньше аналогичного показателя 2013 года. В абсолютных же цифрах, по данным НАК, объем импорта составил 19,5 млрд м куб. (14,5 млрд из России плюс 5 млрд м куб. реверсных поставок из стран ЕС). Таким образом, закупка природного газа в РФ в рассматриваемый период сократилась на 43,8% — на 11,3 млрд м. куб, зато поставки российского же (по сути) газа «задним ходом» из Европы выросли в 2,4 раза (!) — до 5 млрд м куб.

С начала 2015 года курс на структурные изменения энергетического импорта в пользу европейского реверса стал еще более явственным. Так, за январь-февраль «из Европы» Украина получила 2,295, а непосредственно из России — 1,824 млрд кубометров. На фоне подобных цифр официальные действующие киевские власти с более чем глубоким удовлетворением констатируют «снижение газовой зависимости от Москвы», предпочитая особо не афишировать два важных момента.

Во-первых, «своего» газа у объединенной Европы нет, а поставляемые (через Польшу, Венгрию и Словакию) его ограниченные объемы являются лишь временными излишками «голубого топлива», закупаемого Евросоюзом у «Газпрома». Эти излишки в любой момент могут быть сведены на нет как основным поставщиком «голубого топлива», так и конечными потребителями («старыми» членами ЕС вроде Германии, Франции и Италии).

Во-вторых, несмотря на все заявления украинской пропаганды, цены на реверсный «европейский» газ остаются заметно выше тех, по которым он поставляется из России. Впрочем, об этом невольно проговаривается и официальная украинская статистика: согласно анализу данных Госстата в январе-ноябре 2014 года, средняя цена природного газа, закупленного у РФ (13,93 млрд м куб.) составила 268,48 долл., в то время как за реверсный (4,017 млрд м куб.) Украине пришлось реально заплатить по 351,76 долл. за тысячу кубометров.

Между тем, по оценке главы Минэнерго России Александра Новака, базовая цена российского газа для Украины даже во втором квартале 2015 года может находиться в пределах 350-360 долл./тыс. м куб., а с учетом 100-долларовой скидки и вовсе будет ниже прошлогоднего уровня. При подобных условиях дальнейшее изменение структуры газового импорта в пользу европейского реверса приводит официальный Киев к необходимости поиска средств на его повышенную оплату. Надолго ли хватит у МВФ терпения доплачивать по 80-95 долл. за каждую тысячу кубометров, которые Украина купит не напрямую (у «Газпрома»), а через «задний проход» Европы? — этот вопрос пока остается открытым…

Что же касается собственной добычи газа в Украине, то НАК «Нефтегаз» признает 4,65%-ное снижение этого показателя в 2014 г. (до 20,5 млрд кубометров). Подобные потери (всего порядка 1 млрд кубометров) на фоне мощных потрясений, которые страна испытала за последний год, представляются довольно-таки скромными.

При этом официальные источники предпочитают декларировать снижение добычи «голубого топлива» за счет утраты контроля за «Черноморнефтегазом», как будто все профильные предприятия Днепровско-Донецкой нефтегазоносной области продолжают вносить свой полноценный вклад в обеспечение газового баланса Украины.

По данным Госстата, с января по декабрь 2014 года объемы национальной газодобычи составили 19,776 млрд м куб., т.е. в среднем не более 1,648 млрд м куб. в месяц, а в январе 2015-го просели до 1,645 млрд м куб. (-2,54% к январю 2014-го). Подобная тенденция не свидетельствует в пользу коренного улучшения дел в отрасли, сам газ украинской добычи вряд ли можно считать экономически оправданной альтернативой экспортному. По итогам прошлого года цены производителей в нефтегазовом секторе добывающей промышленности Украины поднялись на 18,0% (к декабрю 2013-го), так что даже их сезонное проседание (на 0,2-1,0% соответственно) в январе и феврале 2015 г. пока не дает обоснованных надежд на значительное повышение конкурентоспособности ее продукции.

Особо стоит отметить еще один «резервный» источник природного газа, который украинские власти в последнее время используют еще более активно, чем европейский реверс. Так, отбор Украиной «голубого топлива» из своих подземных газохранилищ (ПХГ) с января по декабрь 2014 года был увеличен в 2,6 (!) раза — до 2,6 млрд кубометров. В январе-феврале 2015 года украинские хранилища пополнились лишь на 45,5 млн кубометров газа, зато только за две недели марта из них снова было выкачано 323,34 млн кубов. В результате, согласно информации компании-оператора «Укртрансгаз», к 15 марта в подземных кладовых оставалось лишь 7 млрд 847,95 млн м куб. «голубого топлива».

Чтобы продолжить использовать этот способ для решения проблем с газом, необходимо как минимум снова пополнить запасы ПХГ к началу будущей зимы, а значит, предварительно — погасить газовые долги. Для выхода из этого заколдованного круга Украине по-прежнему требуются всего лишь три вещи: деньги, деньги и… деньги, которых у нее нет.