Правительство Яценюка, как плохой студент, снова не готово к газовым переговорам с Россией — на этот раз по «летнему пакету»

Уже даже не удивляет безразличие как правительства Украины, так и «Нафтогаза Украины» к проблеме поставок российского газа, заявил 19 марта украинский эксперт, член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Напомним — ранее Еврокомиссия согласовала трехстороннюю встречу Украины, ЕС и России по поставкам российского газа с 1 апреля на пятницу, 20 марта.

«Опомниться и броситься договариваться с Россией о поставках газа с 1 апреля, буквально за 10 дней до окончания действия так называемого зимнего пакета, — это безответственность и циничность власти. Где взять газ для закачки в подземные хранилища, где взять необходимые для этого деньги и как будут зимовать украинцы в отопительный сезон 2015-2016 гг. — на эти вопросы не дают ответа представители власти», — констатирует Корольчук.

«Также нет ответа у правительства и на вопросы, которые могут возникнуть во время газовых переговоров и которые может выдвигать Россия как условия для достижения компромисса или даже снижения цены на газ. А таких вопросов на сегодня четыре», — подчеркивает эксперт. «Первое — поиск дополнительных средств в ЕС или МВФ (порядка 2 млрд долл.) для закупки и закачки газа в подземные хранилища. Второе — поставки Украиной газа на территории, которые контролируют ДНР и ЛНР. Третье — договоренности о внесудебном решении спора в Стокгольмском арбитраже. Четвертое — выплата, а не реструктуризация Украиной в 2015 году долга в 3 млрд долл. за ранее приобретенные Россией облигации. Большинство из этих вопросов являются фатальными и убийственными с политической позиции для действующего правительства и „Нафтогаза“», — считает Корольчук.

В то же время, отмечает далее специалист, если правительство и «Нафтогаз» рассчитывали в ноябре 2014 года, что весной 2015 года «Газпром» сам будет рваться на переговоры по газу и снижать цену на газ, то такая самоуверенная тактика оказалась ошибочной. «Россия не спешит в Брюссель и уже давно предупредила Украину, что скидки на газ не будет, цена на газ будет без скидки составлять 330-340 долл., будет действовать принцип „бери или плати“. К тому же политические и экономические конфликты Украины и России окончательно качнули весы „Газпрома“ в пользу сокращения поставок российского газа на Украину и уменьшения транзита российского газа в ЕС через Украину. Как видно, „Газпром“ готов даже работать себе в убыток лишь бы минимизировать сотрудничество с „Нафтогазом Украины“. Тем более в условиях, когда в 2015 году импорт газа из России на Украину может составлять всего 7-10 млрд куб. м, то для „Газпрома“ легче начислять „Нафтогазу“ финансовые санкции за невыборку обязательного объема газа», — продолжает эксперт.

«Как и в сентябре-октябре 2014 года, правительство Яценюка снова оказалось не готово к газовым переговорам с Россией. Тогда фактически всю работу и поиск компромиссов с Россией за Украину выполнила Еврокомиссия. И сейчас, в марте 2015 года, правительство снова, как плохой студент, оказалось не готово к переговорам. Опять слышны конфликтные заявления министра Демчишина о повышении ставки транзита газа вдвое, а также о возможности газового компромисса только после достижения политического мира. Фактически правительство продолжает занимать позицию не поиска компромиссов, а конфликта. И тем самым создает проблемы для ЕС как формального участника переговоров и как непосредственного получателя российского газа зимой через территорию Украины. В конце концов, в такой ситуации целесообразнее было бы просто не ехать на переговоры и отказаться покупать российский газ. Ведь на самом деле никто не заставляет Украину покупать газ у России. Есть реверсный газ из ЕС», — иронизирует Корольчук.

«Имитация самостоятельности в газовом вопросе с помощью кредитов — это пока главный козырь правительства и „Нафтогаза“. А вот где взять еще как минимум 2 млрд долларов на покупку еще хотя бы 6 млрд кубометров газа — вопрос, на который не знают ответа в правительстве», — резюмировал член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий.