Путин и Олланд приедут в Ереван на 100-летие Геноцида армян

Как сообщил госсекретарь Франции по европейским делам Арлем Дезир, президент Франции Франсуа Олланд отправится в конце апреля в турне по Закавказью, а точнее, в Армению и Азербайджан. Потом последовало некоторое уточнение: Олланд совершит визит в Ереван 24 апреля для участия в мероприятиях в рамках 100-летия Геноцида армян. Правда, агентства пока не приводят деталей очередности этого визита — сначала в Баку, а потом в Ереван или наоборот. Если наоборот, то, конечно, Олланд прибудет в Баку с определенной политической «нагрузкой», поскольку Азербайджан, как и Турция, считает юбилей «Геноцида армян» мифическим. В то же время Олланд выступил с официальным обращением, в котором призвал турецкое руководство посмотреть исторической правде в глаза, выразив надежду на то, что «ко дню 100-летия Геноцида армян процесс его признания перейдет на новый уровень». Говоря об отрицании Геноцида армян, Олланд подчеркнул: «Свобода слова, которую мы любой ценой стремимся защитить, не должна быть способом искажения реальности и не должна рассматриваться как оправдание преступления против человечности».

Отметим в этой связи один важный нюанс. Государственная дума России признала факт Геноцида армян 14 апреля 1995 г., обозначив 24 апреля «Днем памяти жертв геноцида». Армения — член ОДКБ, а с 2 января 2015 г. присоединилась к Евразийскому экономическому союзу. По всем параметрам эта страна приобрела статус стратегического партнера России, положив конец дискуссии среди политологов относительно того, кого Россия в Закавказье должна считать стратегическим партнером, а кого — просто союзником. Это — не предмет академического спора понятий, а определение основных приоритетов и механизмов сотрудничества между двумя государствами. Поэтому, когда пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что «Владимир Путин в апреле отметит столетие годовщины Геноцида армян в Ереване», это скандальным образом восприняли только в Баку.

Кстати, не исключено, что в Ереване Путин и Олланд проведут переговоры по острым вопросам как двухстороннего сотрудничества, так и обсудят региональные проблемы. Сегодня, когда политическое руководство России взяло курс на определение новых приоритетов национальной стратегии, кавказское направление требует к себе не просто особого внимания, но и переосмысления некоторых аспектов прежней политики. Разумеется, при этом будет затронут и вопрос карабахского урегулирования, поскольку Россия и Франция являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Но даже если такой встречи и не будет, одновременное пребывание Путина и Олланда в Ереване символично. Прежде всего потому, что обострение ситуации на линии противостояния в зоне карабахского конфликта неслучайно хронологически совпало с развитием кризиса на Украине. Позже американский политолог Пол Крейг Робертс поведал о том, что Вашингтон, наряду с украинским кризисом, рассматривал сценарий «дестабилизации азиатских границ России», чтобы «разместить американские военные базы непосредственно на российской границе, как это уже было сделано в Польше и Прибалтике».

Летом 2014 г. в Сочи состоялся саммит президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна при посредничестве президента России Путина. После этого накал эскалации в Карабахе несколько снизился. Затем в октябре 2014 года аналогичный саммит, но уже при посредничестве президента Олланда, состоялся в Париже. Тогда утверждалось, что французская дипломатия решила «потянуть карабахское одеяло на себя», имея какой-то план политико-дипломатических усилий по урегулированию конфликта, составной частью которого должны были стать меры доверия. Но впоследствии этот проект был девальвирован нарушениями режима бессрочного перемирия в зоне конфликта, хотя французская дипломатия приобрела опыт «погружения» в конфликты на постсоветском пространстве, который пригодился ей при участии в подготовке Минских соглашений по урегулированию кризиса на Украине. Это бросается в глаза, если сравнить их с точки зрения общих законов конфликтологии с известными Мадридскими принципами, которые лежат в основе переговорного процесса по карабахскому урегулированию. Косвенно это подтвердил и президент Азербайджана Алиев, заявляя, что армяно-азербайджанский конфликт является «зеркальным отражением» украинского кризиса.

Если возвращаться к Олланду, то на данном этапе он заявляет «о неприемлемости сохранения нынешнего статус-кво в карабахском конфликте», хотя для него очевидно, что методология поэтапного продвижения к финальному рубежу переговоров на уровне саммитов глав Азербайджана и Армении — при любом посредничестве — себя исчерпала и необходимо искать новые решения, как и на Украине. Но пока звучат туманные формулировки. Госсекретарь Франции по европейским делам Дезир, говоря о тематике переговоров Олланда в Баку, объявил, что «Париж приложит все усилия для урегулирования нагорно-карабахского конфликта и защиты права на самоопределения в этом регионе». Кто расшифрует этот тезис и что ждет Олланда в Баку?