Визит афганского президента в Вашингтон

Депутаты нижней палаты афганского парламента (Волуси Джирги) провели заседание с участием руководства силовых ведомств, посвящённое угрозе безопасности со стороны группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Исполняющий обязанности главы Управления национальной безопасности Хесамуддин Хесам сообщил, что отряды антиправительственных сил стремятся усилить своё влияние в северной части страны, вербуя афганскую молодёжь и бывших боевиков «Талибана» для последующего проникновении в Среднюю Азию. А в это время в Белом доме начались переговоры Барака Обамы с президентом Афганистана Ашрафом Гани. Это его первый официальный визит в Вашингтон после смены на этом посту Хамида Карзая. Любопытно, что нынешний глава Афганистана в прошлом был тесно связан с Соединенными Штатами, у него диплом Колумбийского университета, он преподавал в бизнес-школах Гарварда и Стэнфорда, работал во Всемирном банке. А еще Гани выступал комментатором в передачах телекомпании BBC на языках дари и пушту, был признан одним из ста 100 лучших мыслителей мира.

Президента Афганистана и главу исполнительной власти страны Абдуллу Абдуллу принимали сначала в Пентагоне, где Ашраф Гани выразил особую благодарность от лица афганского народа американским военнослужащим, проливавшим кровь в боях с талибами и террористами из «Аль-Каиды». «Мы не хотим быть бременем. Мы не спрашиваем, что Соединенные Штаты могут сделать для нас. Если перефразировать президента Кеннеди: мы хотим рассказать, что Афганистан собирается сделать — для себя и для мира. И это означает, что мы собираемся навести порядок в собственном доме. Терроризм — это угроза, это зло. Мы афганцы, говорим террору „нет“, мы никогда не подчинимся ему, мы преодолеем его», — заявил он.

Накануне продолжительные переговоры прошли в загородной резиденции главы американского государства в Кэмп-Дэвиде, где с афганскими лидерами встречалась тройка ведущих министров кабинета Обамы: госсекретарь Керри, министр финансов Лью и министр обороны Картер. Перед началом переговоров Джон Керри сказал: «Мы собрали здесь в полном составе команду президента, занимающуюся вопросами национальной безопасности, чтобы в атмосфере открытого обмена мнений спокойно и вдумчиво поговорить об изменениях, происходящих в Афганистане». После переговоров президент Обама подчеркнул: «Мы хотим сделать все возможное, чтобы помочь афганским силам безопасности действовать эффективно, чтобы нам не пришлось возвращаться, чтобы не пришлось реагировать на чрезвычайные ситуации, поскольку теракты все еще совершаются с территории Афганистана». Несмотря на замедление процесса вывода войск, президент недвусмысленно дал понять, что к концу 2016 г. все американские военные покинут Афганистан, как это было запланировано. Останется лишь охрана американского посольства США в Кабуле.

Гани высоко оценил решение Обамы замедлить процесс вывода войск, заявив, что у афганских военных теперь будет больше времени, чтобы подготовиться к решению новых задач после того, как через два года из страны уйдут все американские военные. «Нас многое связывает, и гибкость, проявленная благодаря замедлению процесса вывода американских военных, будет использована для ускорения реформ, а также для того, чтобы обеспечить более эффективное руководство действиями афганских сил национальной обороны, их надлежащее оснащение и подготовку, чтобы они могли лучше выполнять свои главные задачи», — отметил президент Афганистана.

Стоит отметить, что накануне американо-афганских переговоров в США на сайте японского издания The Diplomat была размещена статья «Афганистан: пять задач важного визита А. Гани в США», в которой приведены пять основных задач, которые должен решить афганский лидер в ходе предстоящего первого официального визита в США. Утверждается, что, во-первых, президенту ИРА следует восстановить имидж Афганистана перед Соединенными Штатами. Во-вторых, необходимо заручиться поддержкой Вашингтона в вопросах обеспечения безопасности и оказания экономической помощи ИРА. В-третьих, — добиться усиления роли США в достижении мирного процесса в Афганистане. В-четвертых, — использовать роль Соединенных Штатов в вопросах региональной дипломатии. В-пятых, — убедить администрацию Б. Обамы содействовать в становлении Афганистана как торгового, транзитного и энергетического центра между Южной и Средней Азией. Если к перечисленным задачам добавить еще одну, пожалуй, самую главную — добиться оказания американской финансовой помощи, то можно смело говорить, что афганский президент добился своего: до 2017 г. Соединенные Штаты намерены ежегодно выделять Афганистану по $4 млрд.