Аравия перенимает «эстафету войны» у Месопотамии

За последние месяцы Ближний Восток все больше напоминает средневековую Европу с ее перманентными столкновениями между католиками и протестантами. На мусульманском театре политический водораздел проходит между шиитами и суннитами. Саудовские и иранские клинки уже схлестнулись в Ираке, Сирии и Ливане. Теперь Эр-Рияд вынужден воевать вблизи собственных границ. Военно-воздушная операция Саудовской Аравии, начатая в ночь с 25 на 26 марта, переносит очаг конфликта в Йемен, где разворачивается не только политическая, но и экономическая драма. На кону стоит контроль над Баб-эль-Мандебским проливом и Аденским заливом, через которые саудовское королевство экспортирует часть своей нефти в Европу и Азию. Поэтому суннитские монархии Персидского залива восприняли взятие Адена шиитами как сasus belli (повод к войне). Президент Йемена А. Мансур Хади попросил накануне Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) «предоставить всю необходимую помощь, в том числе осуществить военную интервенцию для защиты Йемена и его народа от продолжающейся агрессии со стороны хуситов». Королевская семья отреагировала мгновенно.

Вступив в йеменский конфликт, Саудовская Аравия спровоцировала рост нефтяных фьючерсов на 6%, что неизбежно подрывает многомесячную стратегию ОПЕК по сохранению доли на мировом рынке нефти за ближневосточными участниками картеля. «Буря решимости» — именно так называется саудовская военная операция, которая 26 марта стоила жизни десяткам людей, оказавшимся под завалами домов в Сане. Союзники Эр-Рияда присоединились к военно-воздушной операции против хуситов. Речь идет о Кувейте, Бахрейне, ОАЭ и Катаре. В дело также вступает Иордания и Египет, который уже направил четыре военных корабля для контроля над Аденским заливом. Марокко, Судан, Пакистан и Турция не намерены оставаться в стороне: Анкара «решительно осудила» взятие хуситами «временно провозглашенной столицы Аден», поддержав авиаудары международной коалиции во главе с Саудовской Аравией. Аналогичные заявления прозвучали в Лондоне и Аммане. Мировой рынок нефти играет в эти часы на пользу американцам: за последние часы нефть марки Brent подросла на 5,13% до $59,21 за баррель; за сорт WTI инвесторы готовы платить уже на 4,40% больше — $51,38 за баррель. Старт задан многообещающий, особенно, если учесть, что хуситы теперь могут перекрыть Баб-эль-Мандебский пролив, не говоря уже о потенциальных атаках на нефтяные промыслы Саудовской Аравии. Кувейт готовится к негативному сценарию, усиливая меры безопасности на объектах энергетической инфраструктуры.

США близки к тому, чтобы получить военный кулак, с помощью которого сланцевая нефтепромышленность снова окажется на рентабельных рельсах. Напомним, что американская нефтедобыча может развиваться лишь при $70 за баррель и выше. Однако и здесь есть расхождение во взглядах. К примеру, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Ю. Ампилов сообщил журналу Oil and Gas, что цена «отсечения» для сланцевой нефти в США, обеспечивающая минимальную рентабельность, очень быстро снижалась с $89 в 2006 г. до $48 в 2011 г. и $44 в 2014 г., объясняя этот процесс развитием технологий, которые «совершенствовались очень быстро из-за высокой конкуренции на внутреннем рынке». Если эти данные считать реальными, то Америка в ближайшие месяцы неплохо заработает. Внешне все выглядит пристойно: представитель Совета национальной безопасности США Б. Михэн заявил в интервью британской ВВС, что администрация Б. Обамы поручила спецслужбам оказать логистическую и разведывательную поддержку военной операции под руководством ССАГПЗ. Уточняется, что Пентагон не примет участие в боевых действиях в Йемене, но совместно с саудовскими военными создаст «группу по планированию американской поддержки». Позиция понятна. Зачем вмешиваться, если Эр-Рияд сам готов таскать «каштаны из огня»?

С учётом того, что гражданская война в Йемене затрагивает крупнейшие логистические артерии Аравийского полуострова, 150 тыс. саудовских солдат и 100 истребителей играют на руку Вашингтону, а не Эр-Рияду. Сюда можно добавить и 85 боевых самолетов, предоставленных ОАЭ, Бахрейном, Катаром, Кувейтом, Иорданией, Марокко и Суданом. Неслучайно Los Angeles Times пишет накануне захвата Адена о том, что в руки хуситов попали американские разведданные по «контртеррористической операции» в Йемене, которые разрабатывались ЦРУ совместно с окружением президента А. Мансура Хади. Газета предполагает, что часть секретных материалов досталась шиитам во время захвата (в Сане) Бюро национальной безопасности Йемена. Как американская разведка могла так «проколоться»? Странная история. Возникает еще один вопрос. Зачем США оставили в Йемене оружие на $500 млн, которое завозилось в арабскую республику с 2007 г.? Ответ прояснится в ближайшее время.

Уже сейчас авиаудары наносятся по пограничным районам Йемена и Саудовской Аравии, куда стягивают свои силы хуситы и саудовская армия. Предводитель хуситов М. аль-Бухаити убежден, что атаки Саудовской Аравии приведут к масштабной войне в регионе. Агентство Reuters высказывает аналогичные предположения, полагая, что саудовские авиаудары спровоцируют крупный межрелигиозный конфликт на Ближнем Востоке. Эффект войны не заставил себя долго ждать. Оказались затронутыми и энергетические интересы Китая, который ранее импортировал из Йемена около 1,4 — 1,5 млн баррелей нефти ежемесячно. Однако в Поднебесной не считают ситуацию безнадежной: китайские компании намерены восполнить этот незначительный объем поставками из Восточной Африки. По данным Reuters, до нападений «Аль-Каиды» и племенных группировок (до 2011 г. — С.Ц.) на нефтепровод Мариб — Рас Иса, эта артерия ежедневно доставляла 110 тыс. баррелей «черного золота» к терминалу на Красном море, затем объем поставок сократился до 70 тыс. баррелей. Теперь же в стране закрыты все крупные морские порты и об экспорте нефти приходится забыть.

Аравийский полуостров перенимает «эстафету войны» у Месопотамии. Беглый президент Йемена, с трудом проникший на территорию Омана, направился в египетский Шарм-эль-Шейх для участия в саммите Лиги арабских государств (ЛАГ), который пройдет 28-29 марта. Интриги на этом заседании не будет. Генеральный секретарь ЛАГ Н. аль-Араби уже «полностью поддержал» операцию против хуситов. Арабские страны региона готовятся к наземной операции в Йемене, которая может поставить точку в длительном споре между США и Саудовской Аравией на глобальном рынке нефти. Пока грохочут снаряды, Америка высокими темпами избавляется от энергетического импорта: если в 2005 г. США обеспечивали 60% своих потребностей в нефти за счет иностранных поставщиков, то спустя десять лет эта цифра находится на уровне 20%. Речь идет о петле, которая с каждым днем все туже затягивается на «шее» саудовского королевства. До 26 марта ситуация в американской нефтепромышленности была сложной. New York Times писала со ссылкой на Associated Press, что низкие цены сократили интерес к новой разведке нефти и газа в Мексиканском заливе — на аренду района (из 41 млн акров) в центральной части Мексиканского залива у берегов Луизианы, Миссисипи и Алабамы подано лишь 195 заявок. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года нефтяные компании подали 380 заявок. Теперь ситуация может изменится — война всегда ломает привычный ход вещей.

Боевые действия в Йемене невозможно рассматривать в отрыве от переговоров по ядерной программе Ирана. Некоторые авторы склонны полагать, что Тегеран рассматривает продвижение хуситов в арабской республике в качестве «козыря», который разыграется в диалоге с Вашингтоном. Почему бы и нет? Тем более что Иран явно не устраивает политика Эр-Рияда по сохранению высоких квот на добычу в ОПЕК. С другой стороны, очередная масштабная война на Ближнем Востоке рискует ослабить Тегеран на иракском и сирийском фронтах. Формируется следующая зависимость: чтобы удержать Йемен нужны большие затраты, которые требуют высоких цен на нефть, а для самого роста цен необходима война.