«Россия — замкнутая нация с синдромом метафоричного аутизма»: обзор итальянской прессы

Аналитических статей, которые бы как-то обсуждали, ругали или хвалили Россию, на этой неделе в итальянской прессе вышло немного. Обсуждали новости вроде смерти сына Януковича, «пропажу» свидетельницы по убийству Немцова Дурицкой, закрытие заводов «Дженерал моторс» в России. Более подробно остановились на комментариях документального фильма «Крым. Путь на Родину» и съезде европейских националистов в Санкт-Петербурге.

East Journal о документальном фильме «Крым. Путь на Родину»: «Между тем Россия подписала соглашения Минска, проявляя интерес к их эффективным реализациям. И официально продолжает утверждать, что она не помогает сепаратистским республикам Луганска и Донецка, и что она на стороне территориальной целостности Украины как федерации, прекращения огня и за диалог между сторонами. Тем не менее, показав в эфире такой документальный фильм в прайм-тайм на крупном национальном канале, она сама же и толкает своих партнёров к сомнению. Кремль когда-то опровергал тот факт, что послал войска в Крым, в настоящее время он официально подтверждает это, то же самое Кремль говорит сейчас, что он якобы не помогает сепаратистским республикам Донбасса, которые имеют автономные парламенты и, не стесняясь, высказываются в пользу будущего присоединения к Российской Федерации».

По мнению издания, президент Путин использует свою внешнюю политику для повышения его собственной популярности. В доказательство приводит последние опросы ВЦИОМ, которые показали, что 80% россиян по-прежнему одобряют президента Путина и его действия, но «растёт скептицизм в отношении правительства в целом (только 45% респондентов удовлетворены его работой)».

Приводятся и данные опроса Левада-центра, по которым почти 90% респондентов в конце февраля (опрошено 1600 совершеннолетних в 134 городах и 46 различных регионах) утверждают, что имеют жалобу на правительство или на одного из министров. «Основные причины экономические и социальные: инфляция и развал реальных доходов, что вдвое сокращает покупательную способность заработной платы (жалуются 55%, по сравнению с 41% в прошлом году и 39% в 2000 году), невозможность правительства справиться с экономическим кризисом (жалуются 29%), политический кризис, ухудшение благосостояния, отсутствие гарантий для работников, политическая коррупция (примерно 20%). Перспективы России для быстрого выхода из кризиса нерадужные, и Путин это, вероятно, хорошо понимает; увеличение его популярности в стране может укрепить поддержку, но под ударами экономического кризиса она может ухудшиться в долгосрочной перспективе».

Askanews о 15-летии пребывания Владимира Путина на посту президента РФ: «О нем были написаны более 70 книг, в названиях мелькали такие слова, как ребус и тайна. Но настоящий секрет в том, как нынешний лидер Кремля Владимир Путин сумел оседлать волну власти в течение 15 лет. Путин руководит огромной страной, очень сложной, где власть часто делится на кланы, и распри не утихают ни на один день. В последние годы, по мнению большинства политологов, Владимир Владимирович посвятил очень много времени строительству вертикали власти, системе, которая в ряде случаев обеспечила большую стабильность, чем в прошлом, будучи основанной на централизованном мониторинге и альянсе лояльности. Но отношения с Западом, сложные и проблематичные, сегодня являются проблемой для Путина, особенно через год после начала кризиса на Украине и ухудшения отношений с Соединёнными Штатами и с ЕС. Хотя и происходят попытки решить вопросы не санкциями, а при помощи диалога». «Путин хочет разрушить единство Европы» «Путин по-прежнему продолжает пользоваться высокой поддержкой, особенно после присоединения Крыма. Однако опять же имеется множество тайн: около десяти дней назад исчезновение в течение недели президента России вызвало у общественности много сомнений и страхов. От государственного переворота до сплетен о его личной жизни, Путин по-прежнему остается загадкой, которую не раскрыть даже после 15 лет пребывания у власти», — резюмируется в статье.

Съезд европейских националистов в Санкт-Петербурге итальянские СМИ в основном прокомментировали так: «Путин хочет разрушить единство Европы». Panorama.it: «На съезде присутствовал также и Роберто Фьоре, который сказал, что Москва — Третий Рим, высказался против санкций и за альтернативу американскому империализму. Подозрение в том, что Кремль создаёт союз с европейскими силами крайне правых, сцементированный периодическими визитами их лидеров, и определенном великодушии российских банков (как в случае Национального фронта Ле Пена), для воздействия на политику старого континента по отношению к России, а также чтобы подорвать единство Европы во вопросам украинского кризиса».

Также итальянский политик Фьоре сказал: «Тот же Ренци приехал в Москву, пытаясь восстановить отношения с Путиным, и даже Меркель и Олланд не хотят ссориться с Россией. Мы говорим открыто то, что они говорят тайно, никто в Европе, не считая Прибалтики, не хочет, чтобы санкции против Москвы продолжались».

Как сообщило информагентство ANSA, представители России на форуме «были низкого профиля. Кремль никак не высказался по поводу этого события (»не наша повестка дня", — сказал пресс-секретарь президента), но промоутеры заключили в пресс-комплект некоторые цитаты, сказанные Путиным по поводу отказа многих европейских стран от своих корней, в том числе христианских ценностей".

Affariitaliani.it: «Многие из активистов видят во Владимире Путине единственного руководителя. Бывший агент КГБ, верный защитник православных христиан, занимает позицию против радикального ислама и хотел бы восстановить „Великую Россию“.

Со своей стороны, Путин очень заинтересован в связях со многими европейскими политическими партиями, от неофашистов в Северной лиге до неонацистов и последователей Ле Пена. Его цель состоит в том, чтобы создать как можно больше расколов в Европе с целью разделить фронт санкций».

Некоторые итальянские СМИ перепечатали интервью с евродепутатом от Литвы Габриэлюсом Ландсбергисом, опубликованное на официальном сайте Европейского парламента. Евродепутат выступил за продление санкций в отношении России: «Трудно измерить точные результаты, но то, что мы наблюдаем, то есть благодаря более низким ценам на нефть, экономика России действительно страдает. Основной целью санкций было заставить Россию изменить свою политику. Я думаю, что крупные инфраструктурные проекты поставлены на кон, и Россия не может завершить их. В этом смысле, я думаю, мы уже видим плоды санкций, и я действительно уверен, что государства-члены выступят за их продление в будущем». Он также высказался за ключевую роль ЕС в вопросах, касающихся России: «Европейский парламент является сильным партнером в переговорах. Я разговаривал с Дональдом Туском. Парламент может обеспечить решительную поддержку для переговоров, если мы сможем найти общий язык с Советом. Таким образом, мы можем послать чёткий сигнал, что Европа играет центральную роль, когда дело доходит до таких вопросов, как Россия».

Издание Il Giornale опубликовало обширную статью Луки Фортиса «Между богатством и фатализмом в путинской России». Автор, гуляя по зимней Москве и Кремлю, размышляет о жителях столицы, Путине и российской глубинке.

«Архангельский собор. Его стены хранят могилы Ивана Великого и Ивана Грозного, стоя перед ними, невозможно удержаться, чтобы не сравнить царей того времени и Путина. Россия по-прежнему ищет сильного отца Родины, который может нанести удар одной рукой, а другой приласкать. Путин, по мнению многих на Западе, является авторитарным президентом, но по мнению других, учитывая российскую действительность, его правление является умеренным для того, кто управляет непростой страной, в которой есть националистические силы и власть мафии. Путин воспринимается народом как тот, кто положил конец многолетнему анархическому периоду Бориса Ельцина, когда под видимостью либеральной политики страна была разграблена олигархами и ей грозил крах. Либеральная и демократическая оппозиция все ещё представляет меньшинство, они действуют в основном в городах европейской части России и не проникают глубже в страну. Кроме того, по-прежнему страдают из-за краха либеральной политики, плохо применяемой в годы правления Ельцина. Многие россияне имеют идеи крайне националистические или все ещё голосуют за коммунистов».

Политика мультикультурализма, проводимая правительством РФ, по мнению журналиста, является политикой «кнута и пряника»: «С одной стороны, Путин признал степень автономии регионов, которые ранее таковой не имели, с другой стороны — использовал танки, чтобы подавить восстание чеченских сепаратистов Исламской террористической группы».

Многие аспекты российской действительности видятся автору в серых тонах: «Россия сегодня является страной, где не производится много, где средняя продолжительность жизни составляет всего семьдесят лет, и где богатые и бедные одинаково платят 10% налогов. Очевидным является то, что от промышленной коммунистической мечты осталось очень мало, сейчас большие государственные предприятия, за исключением нефтяного сектора, в основном закрыты, и страна зависит от импорта почти всех товаров или от продажи нефти и газа. Даже в сельском хозяйстве ничего не меняется. Все это делает Россию очень уязвимой для международных экономических санкций из-за конфликта на Украине. Русские, кажется, живут одним днем, экономя немного и потребляя львиную долю своей зарплаты. На месяц могут поехать в отпуск в Италию, через месяц после этого им едва хватает на еду в супермаркетах в Москве, которая стала очень дорогой в результате падения рубля. Понятие семьи, кажется, почти отсутствует, а браки часто являются экономическим договором, несмотря на то, что столица полна романтических пар».

«Россия — замкнутая в себе нация, в некоем метафорическом аутизме, где почти никто не говорит на английском языке, и где всё всегда пишется только на кириллице, всегда была мостом между Востоком и Западом, и от этой очевидной истины мы должны отталкиваться, если хотим понять её. Никогда прежде, как сегодня, чтобы попытаться решить гражданские войны, как на Украине, или иметь менее конфронтационное будущее как с европейской стороны, так и со стороны России, необходимо больше глубоких знаний об общей истории», — резюмирует Лука Фортис.