Новосибирск из культурной столицы превратился для кого-то в «центр бездуховности», а для кого-то — в «центр мракобесия»

Конфликт вокруг постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета приближается к логической развязке, считает депутат Законодательного собрания Новосибирской области (фракция «Единая Россия») Алексей Александров. «Директор театра Борис Мездрич уволен, спектакль снят. Либеральной интеллигенции Новосибирска можно выходить на площадь с плакатиками „Я — Мездрич“. Впрочем, опальному директору найдут тёплое место, может быть даже в Москве. Режиссёр спектакля Тимофей Кулябин также не в накладе, уже приглашён ставить спектакли в Московский театр, а там, глядишь, и в Европу позовут, он теперь прославился почти как Pussy Riot», — сказал ИА REGNUM Александров.

Депутат считает, что в основе постоянных конфликтов либеральной интеллигенции с церковью, не только с православной, но и другими конфессиями, а также приверженной традиционным ценностям частью российского общества, лежат несколько причин. Это воинствующий атеизм, унаследованный от советского общества, и нетерпимость к иным точкам зрения, кроме своей «единственно правильной».

«Некоторое время назад бывший губернатор Василий Юрченко предложил депутатам Законодательного собрания провести выездное совещание в Оперном театре. Депутаты согласились и совещание состоялось. Губернатор предложил оказать финансовую поддержку театру в постановке спектакля „Щелкунчик“. Решено было в счёт этих средств привозить детей из сельской местности для просмотра спектакля. В итоге труппа театра сотворила замечательный спектакль. „Щелкунчик“ получил большую прессу и о Новосибирске вновь заговорили как о культурной столице. И вот спектакль „Тангейзер“, и тот же самый Мездрич, и те же депутаты. Вместо того, чтобы в конфликте быть „над схваткой“, высшие должностные лица зачем-то решили встать на позицию одной из сторон, тем самым став стороной конфликта, — высказал своё мнение в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM экс-заместитель губернатора области, доктор исторических наук Виктор Козодой. — Из-за недооценки ли ситуации или же из-за неумения решать конфликты, но градус противостояния начал накаляться. Депутаты требуют увольнения Мездрича, которому совсем недавно аплодировали за „Щелкунчика“. Его увольняют в день митинга православных активистов, и Новосибирск снова в центре внимания не только страны, но и зарубежья. Наш город моментально из культурной столицы превратился для кого-то в „центр бездуховности“, а для кого-то в „центр мракобесия“. И что дальше? Где позиция и действия власти как посредника в разрешении конфликта? А мне как жителю города горько и обидно за наш город».

Новосибирский общественный активист Олеся Вальгер сказала, что новость об увольнении директора Новосибирского оперного театра взволновала многих новосибирцев. «Все глубоко потрясены увольнением Бориса Мездрича, талантливого, умного человека, выпускника НГУ, который привлёк в театр таких звёзд мировой величины, как Теодор Курентзис. Он своей харизмой и нестандартными решениями смог вернуть театр на вершину славы, что видно по обширному списку наград премии „Золотая маска“. Очевидно, когда Борис Мездрич уходил из театра на 2008-2010 годы, новый директор Ефремов не смог привлекать ни финансирование, ни лучших исполнителей российского театра. Что будет с театром сейчас — подумать страшно. „Варяг“, назначенный силой, да ещё с таким послужным списком — это захват театра, это унижение городского сообщества, когда Москва говорит „мы всё решим, не спрашивая вас“».

Она отметила, что вокруг «Тангейзера» сложилась хорошая инициативная группа, к ней присоединились защитники рок-концертов, городские активисты, и на 5 апреля, заявлен масштабный митинг на площади Ленина — за свободу творчества. «Цель его — показать властям, что людей, которые поддерживают культуру без цензуры, которые выступают за право человека выбирать самому, что ему смотреть и слушать — больше. На этот митинг идут многие люди, которые никогда раньше не выходили ни на одну акцию — потому что то, что происходит в нашем городе, уже страшно. Это совершенно мирная акция, на ней не будет ненависти, сект или политических сил, как у наших оппонентов»,- подчеркнула Вальгер. Уже сегодня вечером, 30 марта, на площади Ленина в Новосибирске намечен ежевечерний одиночный пикет в поддержку митинга 5 апреля.

Координатора штаба «Национально-освободительного движения» Василий Веселов считает, что увольнение директора оперного театра — показатель того, что министр культуры Владимир Мединский — на стороне национально-ориентированных сил, на стороне курса Путина. «У нас ещё осталась начальник департамента культуры Анна Терешкова. Появилась информация, что мэр Анатолий Локоть перешёл с ней в борьбу. Мы будем стоять, пока Терешкову не выгонят. Мэр либо себя ещё больше дискредитирует перед народом, либо поможет ему», — сказал ИА REGNUM Веселов.

В свою очередь заместитель руководителя администрации президента РФ Магомедсалам Магамедов назвал решение об увольнении директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича вынужденным шагом. По его словам, конфликт, связанный с постановкой оперы «Тангейзер» привёл к противостоянию между светской и церковной общественностью в Новосибирской области. «В итоге уже министерство культуры должно было вмешаться в ситуацию, опубликовать свою позицию и принять кадровое решение соответствующего характера», — передаёт «Интерфакс» слова Магомедова.

В свою очередь уже бывший директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич заявил, что не будет оспаривать своё увольнение. «У меня в контракте записано, какая процедура предусмотрена. Не только у меня, у любого другого руководителя федерального учреждения. Без мотивации может учредитель освободить. Так он и сделал. Там не прописано, за сколько дней. Приказ мне вручил первый заместитель министра в аэропорту. Я не буду оспаривать. Там всё сделано с правовой точки зрения правильно», — сказал Мездрич радиостанции «Говорит Москва».

Ранее ИА REGNUM сообщало, что директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич уволен в результате разбирательств вокруг постановки оперы «Тангейзер». Постановка вызвала широкий общественный резонанс. Скандал разгорелся после того, как митрополит Новосибирский и Бердский Тихон заявил, что в опере не по назначению используется церковная символика. Новым директором театра назначен Владимир Кехман, являющийся директором Михайловского театра Санкт-Петербурга.