Декларируя приверженность установлению мира на Украине и прекращению братоубийственной войны, официальный Минск делает деньги на украинском кризисе и создаёт условия для того, чтобы в Белоруссии не случился «майдан» и не появились «вежливые люди»

Александр Лукашенко заинтересован в повышении боеспособности украинской армии, опасаясь за сохранение своей власти перед угрозой свержения, исходящей от России. К такому выводу пришел Игорь Тышкевич, опубликовавший 2 апреля на украинском сайте «Хвиля» статью на тему участия официального Минска в перевооружении украинской армии.

«Лукашенко за долгую историю „интеграции“ с Российской Федерацией прекрасно понимает всю опасность, которую представляет из себя союзник. И как только в Кремле начали поднимать ставки в борьбе за сферы влияния, в Минске поняли — Белоруссия будет следующей. Особенно в случае поражения Украины. Тогда Кремлёвские властители уже не скрывая целей, приступят к реанимации СССР (или Российской Империи). В таком формате у Лукашенко есть два варианта: либо стать губернатором края (пусть и с сохранением названия „президент“) или исчезнуть. При благоприятном исходе — просто из политики», — считает автор.

По его мнению, Лукашенко является «идеальной мишенью», учитывая его репутацию, поэтому «сценарий „управляемого майдана“ выглядит привлекательно для Кремля». Сам Лукашенко, считает Тышкевич, ощущает опасность такого развития событий, что проявляется в его действиях по поддержке новых властей Украины, помогая армии и «добровольческим батальонам» повышать свою боеспособность в условиях войны и раздумий Евросоюза о целесообразности поставок постсоветской республике вооружений.

Автор отметил, что «60% украинского рынка нефтепродуктов принадлежит Белоруссии» и, в условиях, когда «5 из 7 украинских НПЗ фактически банкроты», а глубина переработки на остальных крайне низкая, поставки белорусского моторного топлива являются важным подспорьем в продолжении войны. «Напомню, что формально Белоруссия и Россия, ещё до Таможенного союза создали „Союзное государство“. И логично было бы ожидать от „союзника“ поддержки Кремля. Что Лукашенко мог сделать. Достаточно было просто перейти на предоплату по поставкам бензина и дизтоплива. И всё, господа, вежливые люди стояли бы как минимум по Днепру. Но случается странное. Если посмотреть помесячную статистику внешней торговли, Белоруссия наоборот увеличивает поставки топлива. При этом сама предлагает новому правительству в Киеве отсрочку платежа», — отметил Тышкевич.

Он также обратил внимание на такие факторы, как «непризнание аннексии Крыма и активизация межгосударственных контактов» официальным Минском, а также на активное сотрудничество с новым украинским руководством по вопросам ВПК. В итоге белорусская сторона получает доступ к украинским технологиям, а украинская — к необходимой армии продукции белорусского производства, а также к услугам по ремонту и производству в Белоруссии военной техники.

«Причём работа идёт как над белорусскими заказами, так и над восстановлением украинской техники. Начиная от повреждённых МИ-24 (с характерными для боевых действий повреждениями) и заканчивая созданием новых машин МИ-8МСБ», — отметил автор. Согласно собранным автором сведениям, на белорусском 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах ремонтируются и восстанавливаются украинские военные самолёты и там же, помимо «работы с силовыми установками модернизируется система управления огнём и обнаружения целей». Оценив статистику по торговле товарами и услугами, автор отметил: «Республика Беларусь оказала Украине услуг „по ремонту“ в 2,4 раза больше, чем в 2013 году. Сумма контрактов — 11 млн. долларов. Сюда же можно добавить часть из 3,4 млн. за компьютерные и информационные услуги (перепрограммирование и модернизация систем наведения относится к данной категории) и часть из 98 миллионов долларов „деловых“ услуг. Посредничество при покупке техники и комплектующих — одна из составляющих данной категории».

Кроме того, Белоруссия начала продавать Украине «летательные аппараты» и части к ним: «За 2014 год сумма завершённых контрактов превысила 5 млн. долларов. А за первый квартал 2015 — уже 3,997 миллиона. Для справки — объемы поставки по этой категории в 2013 г — 12 тысяч долларов США». Возможно, отмечает автор, речь может идти и о беспилотных летательных аппаратах белорусского производства, в частности — БПЛА «Гриф-1».

Рост объёмов поставок по категории «радиолокационные и радионавигационные устройства» удвоился по сравнению с 2013 годом (аппаратура дистанционного управления). Контракты по поставкам турбовинтовых и турбореактивных двигателей оценены в $12,39 млн (в 2013 году — $122 тыс) — основным покупателем выступил ОАО «Оршанский авиаремонтный завод», проданный украинской компании «Мотор Сич». «Там производится ремонт и восстановления в том числе пострадавшей на Донбассе техники. Причём без особой маскировки. Корреспондент одного из независимых интернет-порталов не только побывал на предприятии, но и сфотографировал МИ-24 с характерными повреждениями и тактическим знаком ВВС Украины на борту», — отметил автор статьи.

Создание бронированной техники также происходит при тесном сотрудничестве Украины и Белоруссии. Белоруссия имеет образцы бронетехники БРДМ 2Т «Сталкер» и ББМ-3Т, напомнил Тышкевич, однако «запуск в большую серию, и тем более выход на внешние рынки тормозился восточным „союзником“. Основная проблема — двигатели». Поэтому, считает автор, «Минск заинтересован в покупке технологий, либо совместном создании БТР, танков».

«Но в первую очередь Минск интересовала и интересует ракетная техника. Россия не спешит делиться своими наработками, — отметил Тышкевич. — Особенно, если речь заходит о реактивных системах. Но такие технологии есть у Украины. И по состоянию на конец мая — начало июня 2014 года даже на берегах Днепра всерьёз рассматривался вопрос „сохранения российского рынка“ для своих оборонных предприятий. Белоруссия могла стать превосходным посредником. С этой целью только по официальным данным на Украину на протяжении 2014 года как минимум трижды приезжали внушительные делегации. С одной стороны оговаривались варианты обмена технологиями. Минск готов был поделиться наработками в области РЭБ и мобильными комплексами, обеспечивающими „невидимость техники или площадей“. С другой велась работа „с персоналиями“. По принципу — если нельзя получить чертёж, почему бы не переманить человека, способного его воссоздать».

В качестве примера успешного сотрудничества оружейников Украины и Белоруссии независимо от России (но учитывая перспективу поставок и в РФ через Минск) Тышкевич привёл ПТРК «Скиф» — совместную разработку с белорусским ОКБ «Пеленг»: «Ракета — украинская. Комплекс наведения, оптика и ПО — белорусские». Автор отметил: «В конце 2014 года усовершенствованная его модель начала поставляться в части. Но поскольку система наведения и управления разработана и производится только в Минске, без помощи Белоруссии такое перевооружение невозможно в принципе. Увы, я не располагаю информацией каким образом эта помощь проходит: в виде передачи технологий или поставки готовых блоков. Но то, что она есть — несомненно».

«Но то, что Минск начал на практике восстанавливать боеспособность украинской армии, думаю, стало неприятным сюрпризом для Кремля», — подчеркнул Тышкевич.

Помимо поставок на Украину бензина и дизтоплива, как свидетельствует официальная статистика, Белоруссия также нарастила поставки двигателей для специальной техники (в т.ч. и военной), деталей и частей двигателей (в 2 раза больше чем за 2013 год), аккумуляторов для БТР (в 2013 году они не поставлялись), электродвигателей и электросиловых установок для танков и БТР (в 137 раз) и т.д. Однако не всё, отметил автор, учтено в официальной статистике — были и «волонтерские тропы».

«Таким образом, можно утверждать, что значительная часть техники, которую президент Украины торжественно передавал военным имело внутри „белорусский пламенный мотор“. В том числе и известные всем „ПИОНЫ“, Точки-У. Шасси для этих артиллерийских установок на сегодня в состоянии производить только одно предприятие — Минский завод колёсных тягачей, — сказано в публикации. — Чистая прибыль предприятия за 3 квартал 2014 года превышает суммарную прибыль за весь 2013 год. А на Украине техника на минском шасси поступает на фронт».

«Минский автомобильный завод активно продаёт грузовики Нацгвардии Украины. Причём в объёмах, превышающих поставки с КРАЗа. В июле 2014 российские СМИ взорвала новость о 44-х новых грузовиках у »украинских карателей". Проходит три месяца и НГ заключает новый контракт на ещё 27 автомобилей и спецтехнику — прицепы для транспортировки бронетехники. Те самые, которые производит упомянутый выше МЗКТ", — сказано в статье.

Белорусская оптика также представляет интерес для украинской армии. Прицелы и системы наведения белорусского производства используются в странах НАТО и не только: «За 2014 год только по официальным каналам Украина купила в Белоруссии биноклей, монокуляров и тепловизоров на 1,7 миллиона долларов (в 2013 — на 184 тысячи). Ещё на миллион докупило прицелов. И это, заметьте, без учёта „волонтёрских тропок“. Если добавить к категории дальномеры, устройства на жидких кристаллах (это мониторы того же СКИФ, экраны прицельных устройств в БТР-4 и т. д.) на сумму более 1,1 миллиона, получается внушительный джентльменский комплект. Кстати, если анализировать поставки за 1 квартал 2015 года — тенденция к росту сохраняется».

«Таким образом, пока западные союзники Украины думали, вооружать ли Киев в войне с Россией, „союзник“ России помогал новой украинской власти в благородном деле уменьшения количества „российских туристов“ на части Донецкой и Луганской областей. Причём суммы этой помощи измеряются десятками (если не сотнями) миллионов долларов. Внушительно, учитывая размеры самой Республики Беларусь, — констатировал Тышкевич. — С другой стороны это лишнее свидетельство того, что Лукашенко всерьёз ставит на успех „проекта Украина“. Как и свидетельство того, что в Кремле задумываются о смене власти в Минске. Уж очень странный „союзник“ получается».

Как сообщало ИА REGNUM, Александр Лукашенко был среди первых, кто отказал Виктору Януковичу в признании за ним статуса президента Украины и с первых дней государственного переворота (по некоторым сведениям — задолго до) установил тесные контакты с мятежниками, захватившими власть постсоветской республике при поддержке США и Евросоюза. При этом сам Лукашенко, пообещавший киевской хунте помощь «по всем направлениям», находится под действием западных санкций.

Несмотря на тесное сотрудничество с новыми властями Украины, Белоруссии не удалось сохранить объём торговли. По данным Нацбанка Белоруссии, в 2014 году экспорт товаров и услуг на Украину составил $4,3 млрд — на 3% меньше уровня 2013 года, а импорт товаров и услуг из Украины рухнул на 23,8% до $1,9 млрд. Товарооборот Белоруссии с Украиной оценён в $5,7 млрд (-7,7 %): белорусский экспорт составил $4,1 млрд (-2,5%), импорт из Украины составил $1,7 млрд (-18,3%). Характеризуя белорусский экспорт на Украину, в Нацбанке отметили: «Минеральные продукты выступили основными товарами в экспортных поставках на Украину (экспорт в размере 3,4 млрд долларов) и составили 82% от общего объема экспорта товаров в эту страну». Оборот внешней торговли услугами с Украиной за 2014 год составил $412 млн (-36,8 %): экспорт белорусских услуг на Украину составил $187,2 млн (-11,1%) — в т.ч. 50,6% по статье «Поездки» и 27,6 % — транспортные услуги. Импорт услуг из Украины составил $224,8 млн (сократился в 2 раза по сравнению с 2013 годом). «Сальдо счета текущих операций платежного баланса Республики Беларусь с Украиной за 2014 год сложилось положительным в размере 2,4 млрд. долларов США (за 2013 год — 1,9 млрд. долларов)», — констатировали в НБРБ.