В Башкирии попытались «по-тихому убрать» директора в татарской гимназии, что вылилось в скандал и обвинения в геноциде «многострадального татарского народа»

Широкий общественный резонанс в Башкирии вызвала смена руководства в татарской гимназии города Белебея, передаёт корреспондент ИА REGNUM. Одной из главных причин недовольства новым директором, по утверждению активистов, стал запрет "ношения платков и тюбетеек преподавателям и учащимся.

Родители учащихся, недовольные увольнением бессменного директора Нурмухамата Хусаинова, открывшего в 1995 году первую в Башкирии и единственную в Белебее татарскую гимназию, обратились в марте 2015 года к президенту РФ и главам Башкирии и Татарстана с просьбой «вернуть директора».

В марте 2015 к Владимиру Путину обратились представители так называемого «Уфимского клуба татарской интеллигенции» с просьбой «принять меры по недопущению геноцида татар в Башкирии». Как считают обратившиеся, фактами "геноцида «многострадального татарского народа» явились увольнение Нурмухамата Хусаинова и «закрытие» татарского историко-культурного центра (ИКЦ) «Килимово» в селе Килимово Буздякского района РБ.

Как пояснил ИА REGNUM председатель исполкома Конгресса татар РБ Загир Хакимов, под закрытием подразумевался перенос ИКЦ в райцентр. «Районные власти объясняют этот шаг тем, что в Буздяке будет больше посетителей, однако сам ИКЦ неразрывно связан с памятником истории, Килимовским дворцом 19 века, и вне Килимова его существование теряет всякий смысл», — считает Хакимов, полагая, что оставленное без присмотра уникальное здание Килимовского дворца может погибнуть. «Что же касается увольнения заслуженного и всеми уважаемого педагога Нурмухамета Хусаинова, то главная беда кроется в отсутствии диалога, районные власти только ссылаются на статью об истечении срока контракта, но никак не объяснили причину увольнения, не поблагодарили должным образом, не провели разъяснительную работу с общественностью», — сказал собеседник.

Если судьбой ИКЦ «Килимово» озаботились немногие, то за будущее белебеевской татарской гимназии проявляют тревогу представители татарского этноса из многих населенных пунктов республики. «Увольнение Хусаинова — головотяпство чистейшей воды, — уверен житель Туймазов Олег Гайсин. — Муниципальные власти воспользовались формальным предлогом, сославшись на пенсионный возраст директора. Хотели „по-тихому убрать“, но не вышло. Думаю, Хусаинову мстят за его вопросы по положению татар в РБ».

Представители администрации Белебеевского района всячески отвергают «национальную», «политическую», и какую-либо иную подоплеку кадрового решения. «Решение по смене руководства татарской гимназии принималось в строгом соответствии с законом, — уверен глава Белебеевской райадминистрации Юрий Мурмилов. — Гимназия не только не будет закрыта, но и будет расширена. Руководить ей будет педагог, уже работавший в этой гимназии, знакомый с ее традициями». Как рассказали агентству в администрации, прошедший недавно Общественный совет района одобрил назначение нового директора.

Между тем, в апреле «татарский вопрос» снова поднимался в Интернете, звучали мнения о «недопустимости раскачивания ситуации» накануне саммитов ШОС и БРИКС, делались анонимные намеки на возможность проведения протестных акций.

Опрошенные ИА REGNUM эксперты, в том числе и представители умеренных татарских организаций Башкирии, отрицают возможность масштабного уличного протеста, ратуют за налаживание диалога и подчеркивают ответственность как властей, так и самих общественников. «Неправильно, когда местный конфликт раздувается до уровня межрегионального и даже российского масштаба. Муниципальные чиновники, решая собственные задачи и не просчитывая их последствий, становятся катализаторами обострения межэтнических отношений. Только прозрачность административных решений способна предотвращать подобное в будущем. Обсуждающееся ношение тюбетеек и платков в гимназии, на самом деле, вторично и вполне решаемо на местном уровне», — отмечает заместитель директора Института гуманитарных исследований РБ Данияр Абдрахманов.

«Складывающийся ажиотаж вокруг татарской гимназии в Белебее, а также ИКЦ „Килимово“ в Буздякском районе свидетельствует о том, что сфера национальной политики и межнациональных отношений в таком сложном по своему этническому и конфессиональному составу регионе, как Башкирия, является чрезмерно эмоционально окрашенной, — подчеркнул эксперт Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов Ильдар Габдрафиков. — Любые действия или бездействие местных властей, а также позиция общественников, здесь могут иметь большой общественно-политический резонанс. Поэтому в данном вопросе большая ответственность и открытость требуется и от властей, и от общественных активистов». Чиновники, по мнению эксперта, должны хорошо обосновывать и внятно объяснять общественности свои действия, работать в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества: «Иначе никому не нужная, чисто искусственная проблема может перерасти в некую напряженность между властями и общественностью».

Однако часть экспертов не исключает возможности спекуляций на «татарской проблеме». «Поспешное увольнение свидетельствует о том, что в Белебее идут разборки среди элит и местной интеллигенции. В этом конкретном случае, похоже, чиновники среднего уровня решили поставить на место уважаемого педагога, — полагает политолог Дмитрий Михайличенко. — Попытки „приделать“ к кадровому вопросу национальную проблематику несостоятельны, потому что ни одна из конфликтных сторон не формулирует лозунгов, имеющих этнические коннотации. При этом допускаю, что некоторые активисты, не гнушающиеся сомнительными поводами для получения политических очков, попытаются воспользоваться этой ситуацией для активизации своей протестной риторики».

Преподаватель-экономист Константин Кузьминых добавил, что гимназия находилась, «мягко говоря, не в очень хорошем состоянии»: «Перед нами конфликт управленцев и интеллигенции, который выходит в публичную плоскость, что, конечно же, не делает чести ни тем, ни другим».

Татарские активисты считают вполне уместным «искать защиты» у главы Татарстана Рустама Минниханова. При этом они не отдают себе отчета в том, что в самой Татарии такая просьба расценивается неоднозначно. «Мне кажется, что если татары Башкирии хотят быть услышаны и поняты, им нужно начать научиться понимать национальные проблемы русских в Татарстане и Башкирии, — делает вывод эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. — Очень часто приходилось сталкиваться с такой реакцией: неравнодушный татарин из Башкирии может долго и много говорить о фактах дискриминации татар в этой республике в какой-то сфере, чаще в системе образования, но когда ему рассказываешь о проблемах русских в школьном образовании Татарстана, то он категорически отрицает существование такой проблемы. Татары Башкирии ощущают то, что уже давно испытывают русские в Татарии».

Эксперт не отрицает, что «бывают случаи, когда татарские и русские активисты Башкирии становятся временными союзниками, но это не выливается в постоянную взаимную солидарность». «Поэтому мы видим, как переживают татарские активисты за Хусаинова, но русская общественность находится в стороне от этого, и в итоге татарская общественность остается в одиночестве. Хусаинов позволял себе демонстрировать политическое инакомыслие, причем высказывал это открыто, публично критиковал образовательную политику в национальной республике. За это и пострадал», — уверен Сулейманов.

Представители русской общественности допускают возможность проявления солидарности с представителями татарских национальных движений, однако имеют к ним ряд вопросов. "Прежде чем делать какие-либо заявления, нужно слишком многое обсудить, — считает руководитель РНЦ «Патриот» Виталий Луговой. — И один из вопросов для обсуждения мог бы звучать так: «Понимают ли татарские активисты, что они сейчас находятся в положении русских Татарии?»

В то же время родители русских и русскоязычных школьников напоминают, что на каком-то этапе во времена правления бывшего главы республики Муртазы Рахимова русские и татарские активисты могли находить общий язык. «В 2009 году и последующие пару лет татарские общественники предоставляли нам помещение для встреч, в 2010 году участвовали вместе с нами в первом в Башкирии массовом „языковом“ пикете, — выражает свою благодарность представительница родительской общественности Галина Лучкина. — Но со временем, когда „языковое иго“ ослабло, это общение незаметно для нас самих сошло на нет».

Представители башкирских движений, отрицая многие факты ущемления прав татар республики, поддерживают их в отношении «проблемы тюбетеек». «Каждый имеет право носить то, что считает нужным, — непреклонен общественный деятель, бывший лидер Всемирного курултая башкир Азамат Галин. — Это тот случай, когда государство должно руководствоваться не формальными нормами права, а реальной объективностью, и пойти на уступки».

Такую точку зрения разделяют далеко не все. «Если учащиеся хотят носить платки и тюбетейки, то это можно понять и объяснить, но вот преподаватели? — задается вопросом Ильдар Габдрафиков. — Обычно в светских учебных заведениях для сотрудников устанавливаются определенные стандарты в одежде, и государственная татарская гимназия — все же не медресе».

«В православных гимназиях девочки и преподавательницы носят платочки, при этом их национальность никакого значения не имеет, — размышляет Галина Лучкина. — Может быть, этой гимназии стоит поменять статус, стать не муниципальной, а мусульманской гимназией, тогда и тюбетейки будут полностью оправданы». «Носить тюбетейки тогда, когда это нужно, на соответствующих уроках и мероприятиях, и не носить на уроках алгебры или биологии», — предлагается ещё одно компромиссное решение.

Все собеседники агентства сошлись во мнении, что необходим всесторонний и долгий разговор со всеми участниками процесса. «Площадкой для этого диалога могла бы стать Ассамблея народов Башкирии. Нужно встречаться столько, сколько потребуется, и проговаривать все до мелочей. У нас, жителей Башкирии, хватит мудрости и терпения для сохранения межнационального согласия в нашей республике», — подытожил глава Общественной палаты Башкирии, бывший председатель Совета региональной национально-культурной автономии татар РБ и сопредседатель Совета Федеральной национально-культурной автономии татар РФ Рамиль Бигнов.