В отчете временной комиссии парламента Армении по изучению ситуации в системе газоснабжения говорится, что у рабочей группы сформировалось мнение, отличное от позиции государственных органов, и особенно это касается эффективности деятельности системы газоснабжения

После трехдневных дебатов парламент Армении 9 апреля принял к сведению доклад временной комиссии по изучению ситуации в системе газоснабжения Армении.

Комиссия по изучению деятельности системы газоснабжения республики была сформирована 26 февраля 2014 года по требованию оппозиции. Ее целью стало: изучение сферы защиты интересов потребителей (калорийность газа, обоснованность потерь, внутридомовое обслуживание и т.д.), законность оформления долга за газ перед Россией, накопившегося в период 2011-2013гг., изучение процесса оценки доли РА в уставном капитале ЗАО «АрмРосгазпром», возможности альтернативной поставки природного газа, возможности транзита газа по территории Армении, обоснованность тарифа на природный газ и т. д. Комиссия должна была представить отчет о своей деятельности еще 21 июня минувшего года, однако по различным причинам срок ее деятельности был продлен. В состав временной комиссии вошли 6 членов правящей Республиканской партии и 6 представителей парламентской оппозиции.

В общей сложности комиссия созвала 15 заседаний, создала 4 рабочих групп по отраслям с привлечением в их состав специалистов, адресовала ряд запросов в соответствующие органы. Комиссия была создана после того, как «Газпром» подписал договор о покупке 20-процентной доли правительства Армении в «АрмРосгазпроме», доведя свою долю до 100%. Акции компании были проданы за $156 млн в счет погашения накопившихся долгов. Долг в $300 млн накопился в 2011-2013 гг., в результате того что, несмотря на фактическое повышение тарифа на газ на границе Армении, оплата производилась по прежним ценам — $180 за тысячу кубометров. Спустя месяц после покупки акций компания «АрмРосгазпром» была переименована в ЗАО «Газпром Армения».

В отчете комиссии говорится, что у рабочей группы сформировалось мнение, отличное от позиции государственных органов, и особенно это касается эффективности деятельности системы газоснабжения.

И члены комиссии, и ознакомившиеся с докладом парламентарии сошлись во мнении, что проделана огромная работа, выявлено много структурных недостатков, однако до сих пор непонятно какое влияние на волнующие общество вопросы, как то — снижение потерь в газотранспортной системе, снижение тарифов на газ, может оказать доклад комиссии.

Так, по мнению члена комиссии от оппозиционной фракции «Процветающая Армения» Микаэла Мелкумяна, выявленных проблем очень много, а решения лежат в политической плоскости.

Более критичны в своих выступлениях были представители фракции партии «Армянский национальный конгресс» (АНК). Секретарь фракции Арам Манукян заявил, что несмотря на то что практически все населенные пункты Армении обеспечены газом, жители страны больше других стран используют в качестве топлива кизяк. По словам депутата, в 2006 г. Армения покупала газ за $53, а маржа составляла всего $47. То есть, от границы до потребителя стоимость газа увеличивалась на $47 и продавалась гражданам за $100. Сейчас маржа составляет $185.

«За 8-9 лет стоимость доставки газа от границы до потребителя выросла в 4 раза или на $130. Это результат очень плохого менеджмента или целенаправленно плохой организации»,- сказал Манукян. По его подсчетам, цену на газ можно снизить на $30, а если «туже затянуть пояса», то и на все $50.

В своем выступлении депутат фракции АНК Никол Пашинян заявил, что в заключении временной комиссии для армянских потребителей нет ни одной хорошей новости, зато плохих сколько угодно. Самая плохая новость состоит в том, что потребители ежегодно платят $20 млн за потери газа, которые составляют 127 млн кубометров. По его словам, это объясняется неизбежными технологическими и коммерческими потерями, но если взять Украину, то там потребители платят за потери на $9 млн меньше. И хотя потери очень большие, начиная с 2012-го, никаких инвестиций с целью их сокращения не было осуществлено. А это значит, что потери кому-то выгодны, и $9-10 млн идут дополнительно в чей-то карман.

Депутат коснулся также вопроса о калорийности газа, заявив, что нет официальных сведений о калорийности газа, и это дает повод предположить, что калорийность ниже заявленной. Депутат также поставил под сомнение точность газовых счетчиков, проверку которых осуществляет та же компания, которая и продает газ. По словам Пашиняна, Национальный институт метрологии, который должен контролировать счетчики, имеет коммерческие отношения с компанией «Газпром Армения». То есть они ежегодно получают от компании 170 млн драмов, а может и больше, но, несмотря на это, за обслуживание счетчиков платит потребитель.

Секретарь фракции АНК Левон Зурабян заявил, что заключение временной комиссии Национального Собрания, изучающей деятельность системы поставок газа, не является законным, так как оно не было принято комиссией. «Документ, который представлен здесь, нельзя охарактеризовать иначе как обман. Здесь мы обсуждаем обман», — заявил Зурабян, призвав прервать обсуждения и предложить комиссии провести окончательное заседание, на котором она сможет принять документ и представить его на рассмотрение парламента.

Обсуждение, однако, прервано не было. Как отметил депутат от правящей Республиканской партии Армении Вардан Айвазян, они изучили 5-6 тысяч документов, однако нарушений не обнаружили.

По мнению независимого депутата Эдмона Марукяна, положенные в основу заключения комиссии факты представляют собой материал для серьезного уголовного дела, над которым должна работать большая следственная группа. И если есть воля, надо пойти этим путем: отдать виновных под суд, вернуть награбленное, национализировать и заявить народу — «извините, грабили, но мы уже все вернули», отметил Марукян. Что касается потерь газа, то по мнению депутата, газ не теряется, а направляется на конкретные газозаправочные станции, где превращается в наличные деньги, которые текут в соответствующих направлениях.

Руководитель фракции «Наследие» Рубик Акопян в свою очередь напомнил, что в 2012 и 2013 гг. проходили президентские и парламентские выборы, и именно поэтому в 2011 г. власти не сообщили о повышении стоимости газа, подчеркнув, что голубое топливо подорожало с апреля 2011 г., а народ узнал об этом в апреле 2013 г. В связи с этим Акопян назвал антиконституционными и противозаконными шагами накопление задолженности в размере $300 млн и продажу принадлежащих Армении 20% акций компании «АрмРосгазпром».

Противоположного мнения в своем выступлении придерживался депутат от правящей Республиканской партии, председатель комиссии по изучению вопросов газоснабжения в Армении Вардан Айвазян. По его словам, в ходе изучения правовых аспектов сделки правительства Армении с компанией «Газпром» было доказано, что передача ОАО «Газпром» 20% акций ЗАО «АрмРосгазпром» осуществлена на законных основаниях.

Как отметил депутат, с 1 января 2011 г. поставщик газа (ОАО «Газпром» в лице дочерней компании ООО «Газпром экспорт») был уполномочен предложить изменения в цене, а при отсутствии согласия с покупателем мог в одностороннем порядке прекратить поставки. Если с 1 апреля 2010 г. цена продаваемого Армении российского газа составила $180 за тысячу кубометров, то с апреля 2011 по апрель 2012 г. — $210, с 28 июня 2012 г. до 1 января 2013 г. — $240, а с 31 марта 2014 г. — $270. Сформировавшийся долг, напомнил Айвазян, составляет $305,4 млн, из них $23,8 млн — набежавшие за отсрочку проценты. «Долг является законным и имеет правовое обоснование», — заявил он.

Касаясь проблемы потерь, Айвазян подчеркнул, что потери составляют 5.37%, из которых 3.15% — в газотранспортной системе и 2, 22% — в системе распределения, добавив при этом, что эти потери включены в действующий тариф. «Но имеется и приказ министра энергетики и природных ресурсов, в соответствии с которым максимально допустимый предел потерь не должен превышать 8,62%», — заявил председатель комиссии.

По его мнению, необходимо законом «Об энергетике» ограничить закупки, осуществляемые компанией «Газпром Армения». В частности, при покупке на служебные цели автомобилей, стоимость которых превышает $40 тыс., превышающий размер должен быть вычтен из прибыли ЗАО без ущерба для государственного бюджета. Причем, считает парламентарий, необходимо установить в законе и максимально допустимый размер заработной платы сотрудников ЗАО «Газпром Армения». Что касается увеличения штата «Газпром Армения», о котором также шла речь в докладе, то, по мнению Айвазяна, оно было оправданным. «Новые сотрудники компании понадобились из-за расширения системы распределения газа в последние годы, строительства новых трубопроводов местного значения. А средняя зарплата… — 227 тысяч драмов (по текущему курсу $480, на 30% больше средней зарплаты в Армении по итогам февраля 2015 года — ред.). Посчитайте — много это на сегодня или мало», — заявил парламентарий.

Вопрос потерь в беседе с журналистами прокомментировал также заместитель генерального директора компании «Газпром Армения» Грант Тадевосян. Он сообщил, что ЗАО планирует сократить потери в газотранспортной системе с 4% до 2%. По его словам, на сегодня потери компании в распределительной сети составляют 2%, что является достаточно высоким показателем, и планируется довести показатель потерь газотранспортной сети до такого же уровня. «Потери, в первую очередь, обусловлены изношенностью системы, которой по большей части уже более 35-40 лет, и она нуждается в капитальной реконструкции и вложениях, что приведет к повышению тарифа, что компания считает не вполне целесообразным», — сказал Тадевосян. Однако, по его словам, с учетом предстоящих расходов — строительство 1 км газопровода обходится в $1 млн, компания отдала предпочтение модернизации распределительной сети и сокращения потерь в ней, что не связано с такими расходами, хотя работы будут продолжаться в обоих направлениях.

За прошедший 2014 год Армения импортировала из России и Ирана 2,451 миллиарда кубометров природного газа, что на 3,8% выше аналогичного показателя 2013 года. По итогам года, объем импорта природного газа из России увеличился на 5,4% и составил 2,062 миллиарда кубометров, в то время как поставки газа из Ирана сократились на 3% и составили 0,389 миллиарда кубометров.

Напомним также, что в декабре 2013 года «Газпром» и «Газпром Армения» подписали контракт на поставку российского природного газа в Армению в 2014-2018 годах. В соответствии с контрактом, «Газпром» обеспечит ежегодную поставку до 2,5 млрд кубометров газа, стоимость будет определяться в соответствии с формулой, привязанной к внутрироссийскому ценообразованию на газ. Документом, фактически, до 2043 года внесен запрет об организации экспорта газа в Армению другой компанией.