Спрос на атомную энергию в мире продолжает расти, заявил глава Международного агентства по атомной энергии Юкия Амано, выступая на 48-й конференции Японского атомного промышленного форума. По его словам, ключевым фактором в дальнейшем использовании атомной энергетики является безопасность, и роль международного сотрудничества в области мирного атома будет только возрастать. Выступая в ходе форума, заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» Кирилл Комаров сообщил, что Росатом настроен на активное развитие совместных с Японией проектов. Также в кулуарах форума Комаров заявил о готовности России участвовать в тендере на строительство первой атомной станции в Малайзии, если такой конкурс будет объявлен. Он пояснил, что в странах, имеющих планы по развитию атомной энергетики, российская сторона готова предложить свои проекты атомных реакторов поколения «3+», соответствующие стандартам безопасности, принятым после аварии на АЭС «Фукусима».

«Одним из ведущих рынков в сфере атомной энергетики длительное время был европейский рынок, — напомнил аналитик УК „Фонд Магута“ Юрий Прокудин, — поскольку АЭС, которые использовались в Германии, во Франции и ряде других стран во многом обеспечивали не только внутрирегиональные потребности, но и потребности других регионов. Планов и перспектив строительства АЭС в Европе было много, и даже на сегодняшний день такие страны как Венгрия и Финляндия не прекращают деятельность в этой сфере. Однако сейчас, после событий 2011 года в Японии часть европейских стран отказалась от использования АЭС (например, Германия). Несмотря на это, отрасль атомной энергетики не стоит на месте, появляются все более новые и совершенные технологии, и доля РФ в этой области неуклонно растет».

«Действительно, экономическое развитие напрямую влияет на необходимость дешевой и доступной энергии, а эффективность АЭС в этом вопросе находится на беспрецедентной высоте, — отметил он. — И если Европа может позволить себе отказаться от части своих АЭС, то динамично развивающийся азиатский рынок, будь то Иран или Индия, нуждается именно в таких решениях. Не стало сюрпризом и то, что Япония после остановки своих АЭС пришла к выводу, что данный источник энергии все же необходим для поддержания положительного торгового баланса, ведь она вынуждена покупать дорогостоящие углеводороды вместо того, чтобы использовать свой ядерный потенциал».

«Поскольку проекты Росатома в сфере атомной энергетики имеют большую ценность из-за своей надежности, инновационности и перспективности, роль России в развитии этой сферы будет продолжать расти. Мы уже видим первые результаты, когда именно российские разработки предпочитают потенциальные заказчики и в Европе, и в Азии, — считает Прокудин. — Даже Япония не будет исключением, поскольку для нее было бы намного эффективнее воспользоваться опытом российских коллег, которые в 1986 году пережили нечто подобное в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Вопросы политического характера — санкции, ограничение инвестиционного капитала, — моментально отходят на второй план».

«Исходя из того, что потребность в энергетических проектах в странах АТР только растет, перспективным направлением для Росатома и его продуктов (ВВЭР-1200 и иные) будет сотрудничество с Малайзией, Вьетнамом, Мьянмой. Индия и Иран уже сотрудничают с российской атомной госкорпорацией. Такое сотрудничество станет важной основой для распространения российских технологий по всему миру», — уверен он.