Россия полностью выполнит свои обязательства по строительству первой АЭС в Турции, заявил генеральный директор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко по итогам переговоров с министром энергетики и природных ресурсов Турции Танером Йылдызом. В ходе визита российской делегации в Турцию было подписано соглашение о подготовке турецких студентов в российских вузах в области ядерной энергетики и разработке совместных программ по их обучению. Документы о сотрудничестве в области образования для атомной энергетики подписали Анкарский, Стамбульский технический университеты и университет Хаджеттепе (Анкара) с российским Национальным исследовательским ядерным университетом (НИЯУ) МИФИ.

«Приоритет финансированию проекта „Аккую“ отдается неспроста, — уверен заведующий сектором экономического департамента Фонда „Институт энергетики и финансов“ Сергей Кондратьев. — Это реальный проект в высокой степени готовности, который находится уже на стадии реализации. Это во-первых. Во-вторых, значительная часть оборудование, которое поставят на турецкую АЭС, будет производиться на российских мощностях. Этот тоже играет свою роль, так как сейчас складывается не очень простая ситуация и в экономике, и в машиностроении. Поэтому приоритетность финансирования турецкого проекта — это вполне оправданное решение. Из первого транша в 50 млрд рублей и наши отечественные предприятия получат авансовые платежи, так как и производство оборудования и проектные работы достаточно долгосрочные. Они могут длиться от нескольких месяцев до нескольких лет от момента запуска до сдачи „изделия“ заказчику. Это для нас долгоиграющий плюс, так как значительная часть оборудования контрактуется на ранних стадиях. Все что можно было, закупят сейчас, чтобы избежать фактора инфляционного риска. Ведь сейчас сложилась такая ситуация, когда в долларах из-за произошедшей девальвации наше оборудование еще более конкурентоспособно».

«Чтобы понять, насколько успешно атомная энергетика конкурирует с другими видами генерации с точки зрения стоимости киловатт-часа, надо брать достаточно большие периоды времени для сравнения, — отметил он. — Если смотреть на ситуацию на пике нефтяных цен, когда, например, в прошлом году цены на нефть превышали 110 долларов за баррель, и сейчас, когда цены достаточно низкие и на нефть, и на газ, то мы получим разные результаты сравнения стоимости киловатт-часа от разных видов генерации. Если смотреть на время, которое сопоставимо с жизненным циклом атомной станции в 40-50-60 лет, то мы увидим, что в большинстве случаев атомная энергетика намного эффективнее в плане себестоимости вырабатываемого киловатт-часа, чем современная угольная генерация, отвечающая минимальным экологическим требованиям. Также она будет выгоднее, чем газовая генерация, так как мы часто сталкивались с тем, что газ был дорогим».

«Что касается системы „строй-владей-эксплуатируй“, то она оптимальна для Турции. Ведь заказчик заказчику — рознь. Вариант заказа „под ключ“ интереснее компаниям и странам, где уже есть достаточно серьезный опыт эксплуатации атомных станций. Для Турции — это первая АЭС, и поэтому она заинтересована в том, чтобы после сдачи объекта наше сотрудничество не закончилось, чтобы квалифицированное шефство со стороны российских специалистов продолжалось и дальше. Им нужна подготовка в более широком смысле — не только специалистов для атомной станции, но и регулярный обмен опытом, доступ к информации по другим аналогичным энергоблокам, проведение каких-то совместных учений. Все это предусматривает как раз схема „строй-владей-эксплуатируй“. Для таких стран, как Турция, она более приоритетно. Немаловажен и тот факт, что в этом случае инвестор разделяет с собственником и часть рисков, а не только получает выгоды от входа в капитал станции, участвует и в ее управлении и в доходах. Для заказчика это значит, что на этапе строительства будут снижены объемы его собственного финансирования за счет компании-застройщика. В итоге усвоение компетенций не ограничивается ни сроком строительства, ни даже сроком эксплуатации, так как распространяется и на постэксплуатационный период. Можно сказать, что наши атомщики приложат руку к развитию всей атомной отрасли в Турции. Думаю, что Турция не ограничится одной атомной станцией», — пояснил Кондратьев.

«Поскольку контрольный пакет акций Росатом сохранит у себя, то оставшиеся 49% можно отдать и другим инвесторам. Это могут быть, в первую очередь, турецкие промышленные группы, которые получат в итоге доступ к электроэнергии и возможность заключения долгосрочных контрактов на покупку этой электроэнергии. Вместе с этим они получат и возможность участвовать в прибылях от данного бизнеса. Кроме того, в перспективе это могут быть и крупные западные энергогенерирующие компании, интегрированные компании, которые достаточно активно смотрят на турецкий рынок. Ведь в отличие от большинства европейских рынков турецкий энергетический рынок растет достаточно быстрыми темпами. Поэтому европейцы вполне могут быть заинтересованы в доступе на этот рынок, который активно развивается», — полагает эксперт.