Борис Саводян

Министр обороны России Сергей Шойгу подверг резкой критике результаты 13-летней миссии иностранных войск на афганской территории. В ходе выступления на IV Московской конференции по международной безопасности глава оборонного ведомства заявил, что Международные силы содействия безопасности (МССБ), несмотря на продолжительное военное присутствие в Афганистане, так и не справились с поставленными задачами. «Терроризм в этой стране не искоренён, а наркопотоки выросли», — добавил он. Шойгу выразил обеспокоенность в связи с тем, что текущие вызовы в сфере безопасности, связанные с Исламской Республикой Афганистан (ИРА), представляют угрозу для непосредственных соседей и союзников России, прежде всего — центральноазиатских стран. На полях этого саммита Шойгу провёл переговоры с советником президента ИРА по вопросам национальной безопасности Мохаммад Ханифом Атмаром. Он отметил значимость развития долговременного и разнопланового взаимодействия между странами. «Считаем целесообразным расширение форматов и практики нашего сотрудничества и надеемся, что ваш визит в Москву послужит именно этому — дальнейшему укреплению и расширению наших взаимоотношений в сфере обороны и безопасности», — заявил министр. В свою очередь, Атмар от имени президента Афганистана Ашрафа Гани поблагодарил российского Шойгу за партнёрство, высоко оценив помощь, оказываемую Москвой, и выразил готовность к дальнейшему развитию сотрудничества.

В число наиболее обсуждаемых планов российско-афганского взаимодействия на данный момент входит перспектива поставок в ИРА боевых вертолётов Ми-35. Стороны уже приступили к обсуждению проекта. В афганском МИД подтвердили заинтересованность в приобретении вертолётов модели Ми-35, сообщил спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов.

Информация о планах поставок авиатехники поступила в российскую прессу от Шакира Каргара, действующего советника президента Афганистана по делам СНГ. Высокопоставленный чиновник отметил, что переговоры по данному вопросу планируется начать уже в ближайшее время. Более конкретные детали переговоров по взаимодействию двух стран в сфере безопасности пока не поступали в СМИ. Однако глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам встречи с афганской делегацией подчеркнул готовность оказать всестороннее содействие в стабилизации обстановки в Афганистане. На территории ИРА наблюдается перемещение фокуса боевых действий с юга на север страны. Об этом сообщил на днях министр внутренних дел ИРА Нуруль Хак Улуми. Выступая перед депутатами парламентского комитета по внутренним делам, глава МВД связал изменения зоны активности боевиков с зачистками, проводящимися на территории племенных областей соседнего Пакистана и вынуждающими боевиков пересекать границу в поисках более безопасных для своей деятельности районов. Улуми отметил, что из 34 афганских провинций в 11 задача обеспечения безопасности находится под серьёзной угрозой, а в ещё 9 — сравнительная степень угрозы оценивается как средняя. Несмотря на опасения со стороны депутатов, министр сообщил агентству «Хаама Пресс», что правоохранительные органы различных ведомств развивают сотрудничество, чтобы дать отпор новым угрозам в сфере безопасности на севере страны. Его иранский коллега Абдул Реза Рахими Фазли призвал Афганистан объединить усилия в борьбе с группировкой «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) в регионе. В недавнем выступлении глава МВД пояснил, что на данный момент деятельность ИГИЛ не представляет непосредственной угрозы для его страны, но негативное влияние на ситуацию может оказать рост влияния группировки в соседних Афганистане и Пакистане. Рахими предложил вышеупомянутым государствам провести на их территории трёхстороннюю боевую операцию, чтобы не позволить силам ИГИЛ продолжить расширение поля деятельности и вербовку сторонников из числа местных жителей. В тот же день представители МИД Афганистана ответили на предложение иранской стороны, сообщив, что афганские стражи порядка готовы дать отпор боевикам «Исламского государства», но для участия в трёхсторонней операции необходимо одобрение Совбеза ИРА и правоохранительных ведомств, в связи с чем инициативе предстоит пройти официальное рассмотрение.

По данным афганских СМИ, на днях сотрудники миссии ООН в Афганистане опубликовали отчёт о потерях среди мирного населения, содержащий информацию о 1810 потерпевших гражданских лицах за первые 3 месяца 2015 года. Если верить этой статистике, то МССБ — возглавляемый НАТО международный войсковой контингент, действующий на территории Афганистана с 2001 года — не несёт ответственности за эти жертвы. С этой статистикой можно спорить. Особенно если говорить о том, кто несёт ответственность за гибель мирных афганцев. Независимый афганский политолог Абдул Хамид Сафут в интервью Sputnik Dari выразил свою точку зрения по этому вопросу. По его словам, в прошлом году Афганистан прошел через несколько испытаний, которые никак не способствовали установлению мирной жизни в стране. Это и скандально затянувшиеся выборы, частичный, стратегически непродуманный вывод войск западной коалиции из страны и создание неустойчивого правительства так называемого «национального единства». Возникли также серьезные затруднения с утверждением кандидатур на посты ключевых министерств — внутренних дел и обороны, «неожиданно» оказавшихся подданными не только Афганистана, но и западных стран. Кроме того, появились сообщения о задержке заработной платы сотрудникам сил национальной безопасности. Здесь важно отметить, что существенную часть их гонорара обеспечивает ISAF. Все эти факторы оказали негативное влияние на и без того хрупкий мир в Афганистане. В таких условиях силы безопасности начали отступать перед террористическими вылазками в Бадахшане и Мазари-Шарифе.

Как подчеркнул Сафут, происходящие в Афганистане события вызывают вопросы, с одной стороны, к властям страны и МССБ, а с другой, к соседним странам. Афганская общественность убеждена, что Иран, Пакистан, Китай и Россия могут изменить ситуацию к лучшему. Сегодня Пакистан собирается всех афганских талибов выдворять из страны на их родину. Вот-вот Иран примет решение о высылке афганских беженцев. Стабильности от этих действий в Афганистане не прибавится. Сегодня для всех очевидно, что страны Запада и США не смогли принести мир в Афганистан. Очевидно и другое. Россия, Китай и любая другая страна не сможет в одиночку устранить кризис в Афганистане, и единственный путь решения афганской проблемы — это содействие международной дипломатии, в том числе, и ШОС. Как это сделать? Государствам-членам ШОС необходимо вести непрерывный диалог с наблюдателями — Ираном и Пакистаном. Исламабад заинтересован в том, чтобы отправить всех афганских талибов со своей территории на их родину. Тегеран же неоднократно заявлял об отсутствии возможностей для размещения у себя многочисленных лагерей беженцев из Афганистана. Самое же главное, на что должны обращать внимание страны ШОС — это борьба с потоком террористов, которые семьями приезжают из Узбекистана и стран Средней Азии в северные провинции Афганистана. Оперативные сводки показывают: именно в граничащих с Узбекистаном провинциях Бадахшан и Фарьяб зафиксировано больше преступлений по экстремистским статьям, чем в остальных районах Афганистана.

Тенденцию к явному ухудшению ситуации афганские эксперты связывают с беспомощностью руководителей в высших эшелонах власти, подтверждая прогнозы о том, что декларации Ашрафа Гани о создании «правительства профессионалов», как и его же обещания не допустить в правительство лиц с криминальным прошлым, остались в прошлом. Подтверждаются и прогнозы еще по ряду направлений: налицо первые проявления недовольства населения в связи с неспособностью властей решить первостепенную задачу в сфере управления, а именно утверждение состава кабинета министров. Затруднения на пути решения данной проблемы связаны как с медленным процессом подбора кандидатов, так и с отказом парламентариев от вынесения вотумов доверия многим претендентам. В афганском парламенте продолжаются горячие споры, порой доходящие до рукоприкладства не только со стороны мужчин-депутатов, но женщин.

К примеру, не так давно разгорелся спор по поводу того, дать или не дать слово кандидату на пост руководителя Национального банка имеющему двойное гражданство Халилу Седику. Пока спикер нижней палаты Абдул Рауф Ибрахими пытался разъяснить требования Конституции, по этому вопросу, между депутатами Шекиба Хашими и Лайлимо Вали Хакими разгорелся настоящий рукопашный бой. Не раз случалось, что депутаты критиковали своих коллег, пытающихся представить на министерские посты собственные кандидатуры. Хотя 72-я статья конституции Исламской Республики Афганистан вполне однозначно регламентирует требования к кандидатам в министры: «Лицо, назначенное в качестве министра, должно соответствовать следующей квалификации: 1. кандидат должен иметь только гражданство Афганистана; если кандидат в министры имеет гражданство другой страны, Волуси Джирга имеет право одобрить или отклонить заявку; 2. кандидат должен иметь высшее образование, опыт работы и хорошую репутацию; 3. кандидату должно быть не менее тридцати пяти лет; 4. кандидаты не должны были быть осуждены [иметь судимости] за преступления против человечности, иные преступные деяния или быть лишены гражданских прав в судебном порядке».

До сих пор состав афганского правительства, в который должны входить главы 25 министерств, остается лишь частично утвержденным. На данный момент нижняя палата парламента (Волуси Джирга) одобрила только 8 кандидатов, приступивших к работе в начале февраля. Парламентарии неоднократно отвергали те или иные кандидатуры, как мы уже упомянули, в связи с их двойным гражданством или недостаточной квалификацией. Серьезные затруднения вызывает выбор министра обороны. Ранее кандидатура Шер Мохаммада Карими была отвергнута депутатами, а генерал Мохаммад Афзал Лудин отказался от предложенной ему должности в кабинете министров. Понятно, что все это отрицательно отражается на дееспособности всех государственных органов, в том числе обеспечивающих безопасность: управления национальной безопасности, полиции, армии.

Борис Саводян — эксперт по Ирану и Афганистану, специально для ИА REGNUM