Обзор католической прессы

family-history.ru
Игнатий Лойола — основатель Общества Иисуса (Орден Иезуитов).

Темами публикаций СМИ Ватикана, католических епархий и организаций на неделе 12 — 18 апреля стали: Святой престол обвинил ООН в провале защиты христиан на Ближнем Востоке; коптский православный патриарх впервые примет участие в официальных мероприятиях по случаю Геноцида армян; президент Израиля спустя 30 лет навестил Иерусалимский патриархат; католики Узбекистана отпраздновали Пасху и другое.

17 апреля в Нью-Йорке постоянный наблюдатель Ватикана при ООН архиепископ Бернардито Ауса выступил на конференции на тему «Преследования христиан на мировом уровне: угроза миру и международной безопасности», сообщает Radio Vaticana (Ватикан). Монсеньор напомнил о настоятельных призывах папы Римского Франциска к международному сообществу «не молчать и не оставаться безразличными» перед лицом таких преступлений. Сегодня многочисленные мученики проливают кровь в Ираке, Сирии, Нигерии, Ливии, Кении, в азиатских регионах. Современное насилие направлено не только на христиан, отметил Ауса, однако согласно статистике на первом месте по числу жертв среди верующих находятся именно христиане. Между 2006 и 2012 годами последователи Христа страдали от гонений и дискриминации в 151 из 193 государств-членов ООН. Архиепископ подчеркнул, что такая ситуация «означает коллективный провал ООН, чья главная цель состоит в том, чтобы защищать народы и нации от бедствий насилия и несправедливой агрессии». Особо эта трагедия касается Ближнего Востока — колыбели христианства, где за последние три года ситуация резко ухудшилась. За последние десятилетия из Ирака бежали более трех четвертей христианского населения, а древние христианские общины региона рискуют полностью исчезнуть. В прошлом месяце в Женеве в Совете по правам человека ООН 65 стран подписали декларацию, подготовленную Ливаном, Россией и Святым престолом в поддержку прав христиан и других религиозных общин, в частности, на Ближнем Востоке, где впервые прямо упоминалась категория христиан. Представитель Ватикана призвал страны ООН к солидарности и беспромедлительным действиям, «прежде чем станет слишком поздно».

Как передает Agenzia Fides (Ватикан), коптский православный патриарх Тавадрос II планирует отправиться в Ереван и принять участие в мероприятиях по случаю столетия со дня Геноцида армян. Визит патриарха продлится около недели и станет первым случаем, когда высокий коптский представитель будет официально представлен на церемониях, посвященных Геноциду армян. Свои акции собирается провести также Константинопольская патриархия Армянской апостольской церкви, базирующаяся в Стамбуле. Службу в церкви возглавит, судя по всему, патриарший викарий — архиепископ Арам Атешян. Турецкая пресса подчеркивает, что он не станет использовать термин «геноцид». А католический армянский патриарх Нерсес Бедрос XIX категорически отрицает «манипуляции тех, кто стремится приписать словам папы Франциска (о Геноциде армян — ред.) враждебные Турции или мусульманскому миру коннотации. По словам Нерсеса Бедроса XIX, понтифик не развернут «с армянами» против «турок», в ноябре прошлого года во время посещения Турции папа заявил, что она «должна быть мостом между Европой и Ближним Востоком». Между тем, информирует AsiaNews (Рим, Италия), муфтий Анкары Мефаил Хизли, критикуя Франциска, заявил, что это «ускорит» решение о преобразовании собора-музея Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле в мечеть. Немецкий историк Михаэль Хесман, пишет Kath.net (Линц, Австрия), резко раскритиковал отсутствие посла Германии при Святом престоле Аннеты Шаван на мессе в воспоминание Геноцида армян, которое 12 апреля в Ватикане отслужил папа Римский Франциск. По его мнению, это еще одно доказательство «невежественной политики федерального правительства в отношении Геноцида армян». В то время как Конференция европейских церквей собирается не только отправить в Армению делегацию, которая с 22 по 24 апреля будет принимать участие в мероприятиях, но и просит европейские правительства признать Геноцид армян, рассказывает L'Agenzia Servizio Informazione Religiosa (Рим, Италия).

Впервые за последние тридцать лет президент Израиля нанес визит в Иерусалимский патриархат, пишет National Catholic Register (Айрондэйл, США). Встреча Реувена Ривлина с главами христианских церквей на Святой земле состоялась 14 апреля. Обычно администрация президента приглашает их в дом приемов на Рождество и другие праздники, но на этот раз глава государства пообщался с иерархами на их территории. Советник Ривлина по связям с иностранной прессой Джейсон Перлман заявил, что решение президента прибыть в патриархию, расположенную в Старом городе Иерусалима, отражает идею «протянутой руки и построения диалога» с различными религиозными и этническими общинами. Вероятно, за этим стоит желание президента сделать своим приоритетом охват меньшинств в Израиле. Выступая перед христианскими владыками, Ривлин сказал, что очень серьезно относится к фактам вандализма против церквей. В последние годы, еврейские экстремисты повреждают и разрисовывают антихристианскими лозунгами стены храмов, монастырей и построек. Ривлин отметил, что «религиозная свобода является важной для Израиля как еврейского и демократического государства. Я подтверждаю наши обязательства гарантировать свободу вероисповедания для всех конфессий и общин». Сотрудники правоохранительных органов «должны соответственно относиться к таким преступлениям», подчеркнул президент, явно намекая на то, что они недостаточно делают для предотвращения нападений. Католический Латинский патриарх Иерусалима Фуад Туаль в ответном слове заметил, что «как мы осуждаем антихристианские гонения и антисемитизм, точно так же мы осуждаем и исламофобию». Иерусалимский православный патриарх Феофил III поблагодарил Ривлина «за решительность», с которой «он взяли курс против религиозного фанатизма любого рода, а также действия по борьбе с преступлениями, направленными на осквернение религиозных святынь». По итогам встречи в интервью изданию викарный епископ Латинского патриархата Уильям Шомали заявил, что визит президента Израиля имел два аспекта: религиозный и политический. По первому — Ривлин попробовал создать представление у христианских владык, что «Израиль знает их важность и потребности». По второму — это стало «утверждением власти Израиля над Старым городом Иерусалим», расположенным в Восточном Иерусалиме, который Израиль аннексировал после войны в 1967 году. Палестинцы, христиане и мусульмане, видят Восточный Иерусалим в качестве столицы будущего Палестинского государства, против чего выступает Израиль. «Как священнослужители, мы обратили внимание только на религиозный аспект и не стали замечать политический», — констатировал Шомали.

Маронитский католический патриарх Бешара Раи организовал встречу с послами в Ливане стран — постоянных членов Совета Безопасности ООН, на которой призвал к выработке «единой международной позиции» в отношении терроризма на Ближнем Востоке, передает Catholic Herald (Лондон, Великобритания). По его словам, терроризм представляет собой серьезную проблему для христианского присутствия в регионе. На встрече присутствовали представитель Генерального секретаря ООН Сигрид Кааг, американский посол Дэвид Хейл, французский Патрис Паоли, Европейского союза Анджелина Эйхорст, британский Том Флетчер, китайский Цзян Цзян, а также апостольский нунций архиепископ Габриэле Каччиа. В дополнение к региональным проблемам участники совещания обсудили тупик в выборах президента Ливана. Должность, которая зарезервирована для католиков-маронитов, остается вакантной с мая 2014 из-за отказа соперничающих партий договориться о кандидате. Патриарх Раи обвинил лидеров этих партий в том, что они получают директивы от «внешних сил».

La Croix (Париж, Франция) публикует репортаж о войне христианских ополченцев в Ираке с боевиками «Исламского государства». По словам представителя ополчения ассирийцев-христиан, их физическое выживание гарантирует только «защита наших земель», причем, «для нас курдские повстанцы не лучше, чем «Исламское государство». По замыслам создателей христианского ополчения, их отряды должны стать частью более широкого политического проекта по преобразованию в корпус регулярной армии по модели курдского ополчения пешмерга, а там дело может дойти и до вековой мечты — создания автономии для иракских меньшинств при поддержке многонациональных военных сил. Впрочем, подчеркивает издание, международное сообществе часто критикует иракских христиан за неспособность координировать свои действия. Эта конкуренция находит свое отражение при сборе средств для финансирования ополченцев в диаспорах, в основном, в России и США. Мундиры бойцы купили на деньги из Калифорнии, а оружие — от «русских христиан». Помимо религиозной мотивации, добровольцы часто мотивированы жаждой адреналина, они ищут новых сражений. Лидеры ополченцев говорят, что не удивятся, если «в конце концов, многие западные и российские солдаты, испытывающие отвращение из-за нежелания своих правительств помочь, присоединятся к нам, чтобы бороться с угрозой».

Католики Узбекистана отпраздновали Пасху, пишет AsiaNews. Католическая община в Ташкенте насчитывается около 400 верующих. Восемь взрослых были крещены во время Пасхального бдения и восемь детей во время воскресной мессы. «Красота собора Святейшего Сердца Иисуса, украшенного множеством цветов для празднования воскресения Христа, привлекло даже неверующих людей, — заявил изданию апостольский администратор в Узбекистане епископ Ежи Мацулевич. — Именно через красоту нашей церкви воскресший Христос показывает себя даже атеистам». По его словам, «многие верующие приняли участие в службах Страстной недели, кульминацией которой стала Пасхальная месса. Здесь люди не очень богаты, иногда путь до собора занимает у них более часа, но это не остановило желающих быть на службе в Великие четверг и пятницу». Католическая община в Ташкенте интернациональна. Мессы служатся на английском, русском и корейском языках, есть молитвенник на узбекском языке. Католическое сообщество в Узбекистане разделено между пятью приходами, расположенными в крупнейших городах по всей стране. Большинство населения, около 80%, состоит из мусульман. Православие и протестантизм исповедуют 8%.

Глава Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) архиепископ Святослав (Шевчук) принял в Киеве принял американскую делегацию во главе с председателем Ассоциации конгрессменов США Джимом Слэттери, информирует «Католицький Оглядач» (Львов, Украина). На встрече, которая состоялась 16 апреля, обсудили украинско-американские отношения в контексте современных вызовов и поиска ответов в сфере духовности. 17 апреля лидер униатов встретился с представителями христианских демократов Белоруссии Павлом Севяринцем и Георгием Дмитруком. «В ходе беседы стороны обсудили важность личных контактов между украинским обществом и белорусским, — передает издание. — Очень важно, чтобы люди приезжали друг к другу и общались между собой, поскольку мощная московская пропаганда работает в Белоруссии и препятствует коммуникации между двумя народами. Кроме того, говорили о защите христианских ценностей, поскольку одним из ключевых задач христианских демократов оборона этих ценностей. Было отмечено, что московская пропаганда манипулирует христианскими ценностями, выставляя себя единственными защитниками, мол, все европейское есть антихристианское и либеральное. Поэтому Церкви, в частности Католическая церковь, должны показать, что такое христианские ценности и каким образом их нужно воплощать в общественную жизнь».

Религиовед, доцент Гомельского государственного университета имени Скорины Виктор Одиноченко занимается темой взаимодействия различных конфессий в Белоруссии. Недавно он встречался с епископом Пинской епархии Казимиром Великосельцем, православным епископом Гомельским и Жлобинским Стефаном, католическим и православными священниками, а также представителями протестантских общин. Некоторые итоги своей работы он подвел в интервью Radio Vaticana. Одиноченко отметил, что Белоруссия традиционно является поликонфессиональной страной. Этим она отличается как от Польши, где явно преобладает католичество, так и от России, где явное большинство православных верующих. В Белоруссии же всегда было довольно много православных, католиков и протестантов. Здесь, в отличие от России, была Реформация: такие известные деятели белорусского культуры как Симон Будный и Василий Тяпинский — это протестантские проповедники. Более того, Реформация в XVI веке на белорусских землях имела большой успех, хотя позже в результате контрреформации магнаты и шляхта перешли в католичество. Православной церкви после Второй мировой войны давали возможность существовать, хотя и под жестким контролем, но католиком не позволяли служить на большей части территории республики. Поэтому православные поддерживали католиков. По крайней мере в Гомеле католиков исповедовали православные священники и позволяли причащаться. А в Мозыре православные предоставляли католикам свои храмы для проведения богослужений. Теперь с уверенностью можно охарактеризовать религиозную ситуацию в Белоруссии как ситуацию диалога и взаимного понимания, хотя некоторые проблемы в этом диалоге сохраняются. Но эти недоразумения формируются не в Белорусской православной церкви (БПЦ), а в России, считает религиовед. А православные священники в Белоруссии говорят об уважении к католикам и желании взаимодействия. У белорусского православного духовенства более реалистичная позиция, отметил Одиноченко. «Последняя такая проблема в том, что есть приглашение от руководства Католической церкви в Белоруссии и политического руководства страны к папе Франциску, чтобы он приехал в Белоруссию. Позиция БПЦ сформулирована так: мы не против, мы заинтересованы в хороших взаимоотношениях с католиками, но мы часть Русской православной церкви и должны на международном уровне поддерживать ее позицию. А позиция РПЦ: в связи с событиями в Украине, проблемой греко-католиков, приезд в Белоруссию понтифика нежелателен. В результате получается, как БПЦ мы не против и заинтересованы в диалоге, как часть РПЦ мы не хотим приезда папы», — подчеркнул религиовед.

В обзоре использованы материалы — официальных СМИ Ватикана Radio Vaticana; миссионерского информационного агентства Ватикана, подразделения Конгрегации евангелизации народов Agenzia Fides; информационного агентства Папского института заграничных миссий AsiaNews; издания Федерации итальянских католических еженедельников L'Agenzia Servizio Informazione Religiosa; североамериканской католической газеты National Catholic Register; портала католической газеты Англии и Уэльса Catholic Herald; австрийского католического информационного агентства Kath.net; французской католической газеты La Croix; информационного сайта портала Milites Christi Imperatoris Католицький Оглядач.