В Ульяновской области состоялся второй Съезд авиапроизводителей России, главной целью которого стало обсуждение проблем и перспектив, выработка конкретных решений, способствующих эффективной реализации госпрограммы развития авиапрома, импортозамещению и обеспечению национальной безопасности страны. По мнению президента ОАК Юрия Слюсаря, именно Ульяновская область идеально подходит для создания там центра транспортной авиации, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в региональном правительстве.

В работе Съезда приняли участие заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Богинский, председатель Организационного комитета второго Съезда авиапроизводителей России, президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Николай Соловьев, а также губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Пленарное заседание прошло на территории ЗАО «Авиастар-СП», которое является центром ульяновского авиационного кластера, включающего в себя более 100 предприятий.

О развитии авиационной промышленности в условиях непростых взаимоотношений с зарубежными странами в своем выступлении на пленарном заседании Съезда говорил Сергей Морозов. Он отметил, что меры, предпринятые в последние годы президентом РФ, правительством страны (прежде всего, государственный заказ), и региональной властью (налоговые льготы и благоприятный административный режим) были своевременными и позволили дать новую жизнь авиационной промышленности.

«Конечно, сейчас рано говорить о том, что все проблемы решены, однако итоги первого квартала дают нам возможность думать, что поставленные нами задачи выполняются. Судите сами: мы начали 2015 год с очень неплохими показателями промышленного производства — как, впрочем, и завершили 2014 (показатель — 100,7%). По итогам первого квартала этого года этот индекс в регионе составил уже 108,7%. По итогам аналогичного периода (первый квартал 2014 года) объём отгруженных товаров на Авиастаре увеличился в 4,6 раза. В этом году планируется сдать пять самолетов. Это заметный рост, это говорит о том, что принимаемые меры по развитию промышленности в новых экономических условиях дают свои результаты», — подчеркнул губернатор.

Высокий потенциал ульяновского авиационного завода отметил президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.

«У Авиастара все лучшее впереди. Мы очень надеемся на увеличение продаж Ту 204 СМ в связи с их повысившейся конкурентоспособностью. В ближайшие годы благодаря реализации наших планов по развитию семейств (самолетов) и увеличению серийности надеемся сделать из Авиастара полноценное, генерирующее прибыль предприятие, которое и дальше будет успешно развиваться», — сказал руководитель ОАК.

Вместе с тем, Сергей Морозов отметил, что главной целью развития авиационной промышленности являются не единичные успехи каждого конкретного авиационного региона, а консолидация усилий всех авиапроизводителей внутри страны.

«Последние международные события убеждают в том, что представителям отечественной авиации и авиастроения сейчас необходимо консолидировать усилия, а не конкурировать между собой. Если еще совсем недавно мы соревновались в формировании авиационных кластеров, то сегодня пришла пора задуматься о том, как мы можем помочь друг другу и эффективно работать на общий результат», — сказал ульяновский губернатор.

В то же время Юрий Слюсарь отметил, что Ульяновск — идеальная площадка для создания центра транспортной авиации: «Ульяновск выбран для реализации по создания ЦРТА благодаря тому, что здесь производится продукт, который является базовым — Ил 476 — основа линейки». Также он озвучил целевые показатели долгосрочной программы развития корпорации. Так, в перспективе ближайших десяти лет выручка должна составить 800 млрд. руб., что является двукратным увеличением по сравнению с текущим годом, по итогам которого планируется превысить уровень 400 млрд. рублей. Количество производимых самолетов должно увеличиться до уровня не менее 300 единиц в год, более половины в этом объеме должны занять гражданские лайнеры. Корпорации необходимо обеспечить рентабельность на уровне 10 процентов. ОАК вышла на стабильные темпы серийного производства самолетов семейства SSJ100. В 2016 и 2017 гг. планируется поставить заказчикам по 34 самолета этого типа. Сегодня эксплуатируется более 50-ти SSJ100, 13 из них — вне Российской Федерации. Также ОАК продолжает работать над созданием семейства узкофюзеляжных самолетов МС-21 вместимостью 150−210 мест. Планируемые объемы производства — до 72 самолетов в год. Сформирован портфель заказов и заявок на 175 самолетов.

«Несмотря на приоритет внутреннего рынка, он недостаточен, чтобы окупить инвестиции в любую программу пассажирских самолетов. Мы должны продавать на мировом рынке сотни самолетов — это наша цель в гражданском сегменте авиастроения», — подчеркнул Юрий Слюсарь.

«По всей актуальной проблематике вопросов авиапроизводства в рамках резолюции съезда будет выработан план работы и предприятий отрасли и органов власти на ближайшую перспективу. Работа будет вестись по 3 ключевым направлениям: развитие кадрового потенциала, стандартизация и формирование конкуренции, развитие системы поставщиков», — подытожил заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Андрей Богинский.

Предполагается, что в резолюцию второго Съезда авиапроизводителей России войдут предложения губернатора Ульяновской области Сергея Морозова относительно консолидации усилий авиапроизводителей.

В Ульяновской области в 2014 году принят новый региональный закон о промышленной политике. Он нацелен, в первую очередь, на поддержку и модернизацию действующих предприятий и производств. Принята программа по реструктуризации и стимулированию развития промышленности на 2015 — 2018 годы. Создан региональный Фонд поддержки промышленности. Его задача — работа с действующими предприятиями. Сопровождение (в том числе финансовое) проектов в части модернизации, перевооружения и сертификации производства, профессиональной подготовки и переподготовки персонала, продвижения продукции и услуг. В настоящее время завершается подготовка площадок для размещения новых производств. На базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» сформирована федеральная Особая Экономическая зона Портового типа. В этом году будет завершена первая очередь строительства ее инфраструктуры, вложения в нее составили порядка 2 млрд рублей. В первую очередь здесь планируется размещать широкий спектр промышленных предприятий, специализирующихся на машиностроении. Особый приоритет будет отдан производствам, связанным с авиастроением и эксплуатацией воздушных судов. В течение ближайших трех лет начнется строительство не менее пяти таких предприятий. Кроме этого, идет подготовительная работа по созданию индустриального парка авиационной направленности на базе неиспользуемых площадей «Авиастара». В числе других ключевых направлений развития авиационной промышленности — стимулирование кооперационных процессов и процессов локализации (создание Центра российского транспортного авиастроения в Ульяновске, Центра кастомизации окраски воздушных судов, производства композитных авиакомплектующих на Аэрокомпозите), максимальная интеграция производства и образовательного процесса, повышение производительности труда, реализация совместных социальных проектов.